Новости

В партийной программе "единороссов" появиться «национальная» глава

08 февраля 2007 09:04

Координатор «Молодой гвардии» по идеологии и политической работе Иван Демидов рассказал о сути "Русского проекта", стартовавшего несколько дней назад.

- В чем суть Русского проекта?

– Мне кажется, что Россия и народы, в ней живущие, подошли к моменту самоопределения. Если предыдущие годы были годами спасения, сохранения, удержания хоть чего-нибудь – от территории до ума и сознания, – то сейчас наступила стабилизация, более того, страна вступила в полосу развития. Мы уже доказали себе, что мы – самостоятельны. И отсюда родилось понятие «суверенная демократия». Теперь осталось разобраться в главном: кто такие эти «мы». Чтобы ответить на данный вопрос, в рамках общей работы над идеологией «Единой России» мы создали дискуссионную площадку под названием Новый русский центр. В рамках этого проекта мы сможем заново переосмыслить понятия, которые всегда были ключевыми на нашей с вами земле: «русский», «русская цивилизация». И более современные: «нация», «национальная политика».

– В условиях борьбы с ксенофобией название Русский проект звучит не очень политкорректно. Не боитесь нападок со стороны конкурентов?

– Если представить себе, что в России на кого-то нападают только за слово «русский», тогда срочно нужно открывать этот проект! А вообще я не боюсь. По одной простой причине: для меня слово «русский» не лежит в области расизма или шовинизма. Когда 116 млн человек в 2002 году в России самостоятельно вписали в графу «национальность» «русский», я не кричал от радости, как наши националистически настроенные экстремисты. Но я зафиксировал этот факт для себя. И теперь пытаюсь разобраться, что хотели сказать соотечественники. В принципе, нужно понимать, что Россия – это, конечно же, русская страна. Многонациональная русская страна. И, судя по исследованию ВЦИОМ, которое, кстати, провели совсем недавно – в декабре 2006 года, характеризуя себя или кого-то как русского, люди в первую очередь думают отнюдь не о национальности. Знаете, что отвечают наши люди на вопрос «Как вы определяете, что такое русский»? Чаще всего: «Выросший в русской культуре, в русской традиции». На втором месте ответ неожиданный, но очень радующий: «Тот, кто работает на благо России». И только потом, на следующих строчках начинаются рассуждения о языке, крови и православной вере.

– Вас уже обвинили в том, что Русский проект – это рискованная попытка переманить на свою сторону электорат национал-патриотических сил. Вы действительно таким образом уже начали думскую предвыборную кампанию?

– Мы вступили в такой год, когда все, что ни скажешь, будет работать в области политики и в электоральном поле. Здесь четко действует принцип: «Все, что ты ни делаешь – это политика». И заботить тебя должно только одно: кто пожнет плоды твоей деятельности. Я точно знаю, что тема самоопределения русского народа и попытка разобраться, что такое «русская нация», – это нынешняя «правда времени». Конечно, национальный вопрос – тема вечная для большинства государств. Но в определенный момент этот вечный вопрос становится самым важным. И если страна однажды поднимает вопрос самоопределения, то он уже никогда не уйдет из актуальной политики. Наша работа, конечно, не укладывается в рамки чисто партийного проекта. Это достаточно широкая площадка для дискуссии

– На прошлых выборах в Мосгордуму попытку партии «Родина» актуализировать «русский вопрос» квалифицировали как разжигание межнациональной розни. Чем вы отличаетесь от «Родины»?

– Прошлое поведение партии «Родина» и нынешние выступления людей, называющих себя «профессиональными русскими националистами», – это прикосновение к могучей силе нации с самой страшной и провокационной стороны. В свое время в Германии дернули за ту же ниточку. Мы знаем, что из этого получилось. Но обратите внимание – Америка, Англия, Франция тоже поднимали национальный вопрос. Однако у них хватило разума не делать акцента на вопросе крови, этноса. А российские политические силы, которые 2–3 года назад начали активно спекулировать на национальном вопросе, делают этническую составляющую главной. Мы в корне отличаемся от них тем, что не собираемся трогать вопрос этноса, расы. Мы говорим о русской цивилизации. Мы живем в новой России, которой не было раньше. И пришло время разобраться, на каком фундаменте это новое здание выстроено. Оно точно не могло бы подняться на зверином, шовинистическом основании.

– Вы сможете с помощью Русского проекта увлечь нынешних активистов экстремистских ультраправых организаций типа ДПНИ и РНЕ? Убедить, что они дергают не за ту ниточку?

– Я очень надеюсь, что правильно осмысленная позиция по русскому национальному вопросу вернет всех уставших и где-то озлобленных людей в русло легальной политики. Вернет к внятным правилам, правам и законам, по которым мы должны жить на нашей общей земле. Но здесь нужно четко понимать, что никакого диалога с радикальными националистическими, подчас даже профашистскими силами «Единая Россия» никогда вести не будет. Никакие альянсы здесь невозможны.

– А что касается ваших политических конкурентов? Если завтра представители «Справедливой России» или КПРФ захотят стать членами Национального русского центра, вы примете их в свою компанию? Или Русский проект – чисто партийная затея?

– Наша работа, конечно, не укладывается в рамки чисто партийного проекта. Это достаточно широкая площадка для дискуссии. Но на данном этапе нас в первую очередь волнует его политическая составляющая. Поэтому пока участвовать в обсуждении Русского проекта будут только представители «Единой России» и независимые эксперты. Но в дальнейшем мы, возможно, придем к диалогу с другими внятными политическими силами.

– Что такое Новый русский центр с организационной точки зрения? Это дискуссионный клуб или научно-исследовательский институт?

– Сейчас существует инициативная группа из влиятельных представителей «Единой России» и свободных экспертов, в том числе культурологов, богословов, специалистов по социальной политике. В дальнейшем мы собираемся активно задействовать проект «Неделя русской политической культуры». Он появился в прошлом году и был самостоятельной площадкой. Теперь «Неделя русской политической культуры» станет инструментом Нового русского центра. Правда, проходить она теперь будет не только в Москве. Это будет цепь семинаров в разных городах. Мы будем привлекать региональных экспертов к обсуждению предложенной нами актуальной «русской» повестки дня. То есть тех 10 вопросов, которые мы выработали на первом заседании. Надеюсь, у нас получится достаточно быстро сформировать приемлемые политические ответы на эти вопросы. Так что первая и основная наша задача – битва за слово, за исконное значение слов. Ну а следом будем уже смотреть, какие политические формы работы можно предложить исходя из сформированной в рамках Русского проекта повестки дня.

Следить за ходом дискуссии будет специально созданный Новый русский центр (НРЦ). А в итоге проекта в партийной программе единороссов должна появиться еще одна «национальная» глава.