Новости

Госдума проголосовала против терроризма

20 апреля 2006 05:57

В среду абсолютное большинство депутатов Госдумы приняли в первом чтении пакет законопроектов, направленных на дополнение антитеррористического законодательства. Вынесение на обсуждение этих поправок в действующее законодательство было связано с принятием нового закона о противодействии терроризму, а также ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.

Первым камнем преткновения при рассмотрении закона стал вопрос о необходимости ограничения работы журналистов во время освещения ими контртеррористических операций. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Анатолия Куликова, "прикосновение законодателей к этой теме вызвало настороженность у работников СМИ, однако оно продиктовано необходимостью соблюдения Россией международных договоров", - подчеркнул Куликов. В соответствии с одобренными депутатами поправками, в частности, вводится запрет на распространение в СМИ экстремистской информации, а также сведений, раскрывающих приемы и тактику проведения спецопераций. Тем не менее, депутаты настороженно отнеслись к этой затее. Так, депутаты Борис Резник ("Единая Россия") высказал подозрения, что ограничения для СМИ не всегда могут стать обоснованным. "Мы должны более четко прописать, в какой именно ситуации будет сокращен доступ прессы к информации, иначе мы создаем мощный инструмент давления на свободу слова", - заметил Александр Хинштейн ("Единая Россия").

Что касается расширения полномочий ФСБ, то, несмотря на слова Анатолия Куликова, что никаких принципиально новых положений в данном случае в закон не вносится, эта мера также встретила ряд возражений депутатов. Речь идет о том, что в законопроекте уточняются права сотрудников спецслужб пресекать деятельность террористов за рубежом, вторгаться в личную корреспонденцию и телефонные переговоры. Ряд депутатов сочли, что все это "необоснованно сужает права человека". "Мы жертвуем конституционными правами и свободами граждан, но при этом не продвигаемся в борьбе с терроризмом", - заявил Анатолий Ермолин ("Единая Россия"). В ответ на это Анатолий Куликов заметил, что в процессе разработки документа его авторы "ни на йоту не отступили от международной практики". "Безопасность граждан, в данном случае, для нас важнее, чем их права", - резюмировал зампред профильного комитета.

Однако все же наиболее важным одобренным новшеством в Госдуме называют возвращение в Уголовный кодекс понятия "конфискация имущества". При этом, однако, по словам Куликова, речь не идет о восстановлении прежней модели этого типа наказания. "Ранее конфискация рассматривалась как мера лишения материальных благ за то или иное преступление. Сейчас это станет мерой ответственности за причастность к терроризму", - сказал он. Угроза конфискации как дополнительная преграда на пути человека, решившего стать террористом, встретила понимание у депутатов, которые, тем не менее, назвали это вынужденной мерой. Как пояснил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, "если террорист будет знать, что в случае совершения им преступления его имущество будет конфисковано, то возможно, именно этот факт его и остановит".

Не стали депутаты спорить и с предложением узаконить такую норму, как заочное обвинение. "Почему иностранцы могут выносить заочные приговоры бен Ладену, а мы, зная, что Басаев взрывает дома, этого сделать не можем?" - возмутился Анатолий Куликов, чья аргументация, судя по итогам голосования, вполне устроила Госдуму. Вместе с тем, в профильном комитете не стали отрицать, что ряд положений документа нуждается в существенных уточнениях. В связи с этим Куликов согласился с мнением Виктора Илюхина (КПРФ), который заметил, что "сам по себе закон не плох, но некоторые его нормы больше напоминают должностные инструкции, чем законодательно оформленные предложения". Как ожидается, во втором чтении пакет поправок в антитеррористическое законодательство будет рассмотрен до конца весенней сессии Госдумы.

Напомним, что Россия присоединилась к конвенции 17 ноября 2005 года в Страсбурге, всего же ее подписали 26 государств. Конвенция предлагает странам-подписантам принцип: либо выдай террориста, либо суди по местным законам.