Статьи

В деревне Гадюкино опять идут дожди

20 октября 2005 13:22

Журналист-сатирик Виктор Шендерович не поделил кандидатский пирог с дочкой Егора Гайдара.

На довыборах в депутатов в Госдуму РФ по 201-му (Университетскому) избирательному округу г. Москвы назревает скандал. Самое удивительное, что лавры кандидата в депутаты Госдумы не поделили представители лагеря демократических сил – Виктор Шендерович и Маша Гайдар.

Как сообщает «Сеть независимых журналистов», Виктор Шендерович недоволен тем, что его молодая коллега нарушает соглашение. Суть конфликта в том, что Мария Гайдар обещала уступить кандидатское место Виктору Шендеровичу, но в последний момент отказалась от своих намерений. «В своё время, - пишет издание, - Маша Гайдар отказалась поддержать Михаила Ходорковского, как кандидата в Госдуму, сообщив, что «с сочувствием» относится к Ходорковскому как к политзаключенному, но «не может считать его политической фигурой». Поэтому после того, как стало известно о невозможности участия главы ЮКОСа в предвыборной борьбе, а других кандидатов не нашлось, то Мария Гайдар приняла решение идти на выборы в качестве единого демократического кандидата. «Я, очевидно, не могу быть дублером Ходорковского, и меня нельзя рассматривать под таким углом, - подчеркнула Мария Гайдар. - Если я пойду на выборы, то только в качестве единого демократического кандидата».

К этой затее молодого политика многие отнеслись хоть и скептически, но одобрительно. Впрочем, были и те, кто воспринял идею М. Гайдар в штыки – члены «Комитета-2008». После снятия Ходорковского с дистанции, на его место планировали поставить лидера «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспарова, а также в качестве вероятных кандидатов также назывались зампред «Яблока» Сергей Иваненко и сатирик Виктор Шендерович. Но они решили отказаться от участия в довыборах. «Невозможно сегодня участвовать в выборах, превратившихся в клоунаду», - объяснили они свой отказ. В отношении Маши Гайдар они высказались более чем скептически: «Для Марии Гайдар это может стать показательным выступлением и пробой сил как молодого начинающего политика, но шансы победить у нее невелики», - заявил в интервью «Граням.Ру» один из членов «Комитета-2008», попросивший не называть его имени. Но Гарри Каспаров, подумав немного, отказался ввязываться в борьбу. Мария Егоровна же выступила с заявлением, в котором отметила, что для неё «очень важен вопрос отсутствия конкуренции среди демократов на выборах» и поскольку «нет ни одного желающего баллотироваться по Университетскому округу», то она пойдёт на выборы. В итоге, «комитетчики» оказались в глупом положении.

Надо было спасать ситуацию и на авансцену выпихнули Виктора Шендеровича, который сам признался, что он «не выдвинулся, а высунулся». Для начала Виктор Анатольевич публично заявил, что он ничего знал о выдвижении Маши Гайдар. Маша также не осталась в долгу и в свою очередь очень удивилась известию о том, что Виктор Шендерович идёт в депутаты. Шендерович не успокоился, и заявил «Интерфаксу, что «в одном из самых интеллектуальных округов голосовать не за кого», поэтому он надеется, что сможет «облегчить людям выбор между Станиславом Говорухиным и графой против всех». Кстати, в отличие от Марии Гайдар, которая начала собирать подписи, Виктор Шендерович не мудрствуя лукаво облегчил семейный бюджет на один миллион шестьдесят девять тысяч двести рублей, внеся эту сумму в качестве избирательного залога. Собственно, деньги и стали одной из главных причин конфликта.

Похоже, что стороны, после препирательств, всё же решили договориться. Конечно же, в снятии Марии Гайдар с дистанции был заинтересован сатирик. Во-первых, с его стороны было бы стыдно признавать своё поражение перед практически ровесницей своей дочери. Во-вторых, жалко было денег, которые, как известно, в случае снятия кандидата с дистанции, не возвращаются. Поэтому было принято соломоново решение о временном перемирии, а окончательное «решение будет принято 19 октября». Но "час "икс" наступил, а воз оказался на том же самом месте.

К своей регистрации Виктор Шендерович подошёл со всей ответственностью и избирательная комиссия не нашла поводов, чтобы воспрепятствовать допуску кандидата к выборам. Конечно же, Виктор Анатольевич рассчитывал, что Маша Гайдар отойдёт в сторону. Но этого не произошло. Мария собрала достаточное количество подписей, качество которых наверняка не вызовет сомнений у комиссии. Трудно сказать, что больше вызвало недоумение среди сторонников Виктора Шендеровича: позор сатирика или потеря денег, но в пылу страстей прозвучала идея в случае проигрыша подать в суд на Марию Гайдар с требованием вернуть сумму в размере избирательного залога. Конечно, с юридической точки зрения у Шендеровича нет никаких осмысленных оснований для обращения в суд и, надо надеяться, здравый смысл возобладает. Однако, учитывая опыт ведения склочных дел, полной уверенности нет. Напомним, что 10 лет назад Виктор Шендерович пытался отсудить 10 миллионов рублей у одной туристической фирмы за то, что в её рекламе использовалась якобы придуманная именно им фраза про дожди в деревне Гадюкино. Так что возможно, что и идею выдвижения в депутаты была изначальна придумана тоже Шендеровичем, а Мария Гайдар в обход его авторских прав ей воспользовалась.

Иван Волков

Петр Дерябин
Популярное