Проблема защиты свидетелей неизбежно встает перед любым обществом, стремящимся к диктатуре закона. Если криминальные структуры безнаказанно могут запугивать и расправляться с дающими показания в суде свидетелями, то любая борьба с ними, лежащая в рамках правового поля, обречена на поражение. В такой ситуации власть вынуждена бороться с преступниками их же методами: устраивать столкновения между бандами, или организовывать специальные «эскадроны смерти», специализирующиеся на отстреле наиболее одиозных лидеров криминальных группировок. Так, в частности, боролись с преступностью в некоторых латиноамериканских странах. Однако Россия – не банановая республика, и такой путь для нее неприемлем. Поэтому принятие Госдумой в июле 2004 года закона о защите свидетелей было очень позитивно воспринято общественностью. Закон, вступивший в силу с 1 января 2005 г., предусматривал целый комплекс мер, направленных на защиту граждан от криминала, в том числе переселение на другое место жительства, замену документов, изменение внешности, перевод на другую работу и т.д. Однако, как гласит известная поговорка, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В голливудских фильмах ФБР прячет свидетелей по делам мафии на другом конце страны, делает им пластические операции и снабжает новыми кредитными карточками. Российская действительность, к сожалению, куда прозаичнее. «Другое место жительства» оборачивается койкой в казарме на территории воинской части, средств на пластическую хирургию в бюджете Минюста не заложено, да и действует неповоротливая бюрократическая машина гораздо медленнее, чем бандиты, от которых, собственно, требуется защищать свидетелей. Между тем, по самым приблизительным подсчетам, лиц, нуждающихся в специальной защите, по стране наберется не менее 5 тысяч. Закон предполагает ежегодное обеспечение программы защиты свидетелей около 700 миллионов рублей, в то время как в бюджете текущего года заложено всего 56 миллионов – в 12 раз меньше. Возможно, именно поэтому закон еще не работает в полную силу. Однако финансирование – только один, хотя и очень важный аспект проблемы. Не менее важно и участие в обеспечении защиты свидетелей гражданского общества.
Во вторник, 4 октября, в пресс-центре «Аргументов и фактов» состоялся круглый стол, посвященный возможным путям решения этой проблемы. Он был организован общественной организацией «Сопротивление», первой в стране, созданной для обеспечения прав свидетелей, потерпевших и других участников судебного процесса. У истоков «Сопротивления», стояли вице-президент Союза юристов РФ, член Совета Федерации, А.И. Александров, народная артистка России, художественный руководитель театра «Модерн» С.А. Врагова, политконсультант, директор специальных программ Бюро общественных связей «Союз» Ольга Костина, и другие.
На фоне расплодившихся, словно грибы после дождя, правозащитных организаций, «Сопротивление» выделяется «лица необщим выраженьем». В то время как большинство правозащитных структур активно вовлечены в занятия политикой либо в дележку грантов зарубежных фондов, активисты «Сопротивления» ставят своей целью борьбу за права тех, кто нашел в себе мужество выступить против криминального беспредела. Помочь людям, добивающимся справедливости – вот основная цель «Сопротивления», девиз которого: «Потерпевшие – объединяйтесь!»
В работе круглого стола приняли участие такие эксперты, как начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ Н.А. Овчинников, Вице-президент Союза юристов РФ, член Совета Федерации, член инициативной группы общественного движения «Сопротивление» А.И. Александров, депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, председатель комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией М.И. Гришанков, ответственный секретарь Центра содействия стабильности Е.А. Афанасьева, член Российской Академии Естественных наук, академик Академии Российского телевидения и Российской академии "Интернет", профессор С.П. Капица, руководитель научно-практического центра «Психология в экстремальных ситуациях» Психологического института РАО А.В. Захаров, и другие.
Правозащитники из «Сопротивления» собираются рассмотреть различные аспекты этой проблемы, в то числе, и психологические – ведь людям бывает крайне тяжело давать правдивые показания и защищаться от угроз и шантажа. Не секрет, что на сегодня общественное мнение сформировано так, что люди бояться обращаться в милицию. Не в последнюю очередь, из-за того, что не верят в способность правоохранительных органов защитить их от криминала.
«Мы хотим подчеркнуть, что свидетелем и потерпевшим может оказаться каждый из нас в любой момент, - говорит Елена Афанасьева, ответственный секретарь Центра содействия стабильности. - Если говорим о попытках сформировать гражданское общество, то оно должно формироваться снизу по тем вопросам, которые касаются каждого из нас».
Правозащитники из «Сопротивления» видят свою задачу в том, чтобы убедить общество: гражданам, помогающих государству бороться с преступностью, требуется его поддержка. Нельзя и дальше мириться с ситуацией, когда спасение утопающих объявляется делом рук самих утопающих. В планы «Сопротивления» входит также формирование сети региональных организаций, необходимых для помощи людям на местах.
«Проблема защиты свидетелей является одной из ключевых в России, потому что человек оказывается совершенно беззащитен в своем поиске правды, - считает известный тележурналист Владимир Соловьев. - Очень часто выясняется, что «развалить» можно любое дело, просто-напросто убрав ключевого свидетеля. Поэтому бандиты и мошенники запугивают их и оказываются на свободе».
Один из основных разработчиков Закона, председатель комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией М. Гришанков, сообщил собравшимся, что согласно данным социологов, около 90 процентов лиц, проходящих по уголовным делам в качестве потерпевших и свидетелей, готовы отказаться от своих показаний в случае угрозы из жизни и безопасности.
«Синдром страха», поразивший души людей, до сих пор остается главным препятствием на пути к правовому государству, к диктатуре закона. И победить его можно только совместными усилиями, мобилизовав все ресурсы гражданского общества. В этом были единодушны все участники круглого стола.