Вице-президент США Джо Байден настоятельно призывает прозападное правительство Украины искоренить массовую коррупцию, но его антикоррупционный посыл не вызывает доверия, пишет Wall Street Journal. А все потому что его сын Хантер работает под руководством бывшего украинского чиновника, которого власти Великобритании и Украины обвиняют в незаконном обогащении и отмывании денег.
Хантер Байден - независимый директор украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings Ltd. Его начальник - бывший министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский, против которого и Великобритания, и Украина возбудили уголовное дело.
Визит Джо Байдена - пятый по счету - проходит на фоне «растущего разочарования», вызванного продолжительными безуспешными попытками покончить с закоренелой коррупцией. С момента событий на Майдане, которые дали старт «крестовому походу против коррупции» прошло уже порядка двух лет. За это время украинские чиновники и борцы с коррупцией не единожды вспоминали о Злочевском как о «примере злоупотреблений эры Януковича».
Американский вице-президент, однако, считает, что его сын имеет полное право работать в компании Злочевского.
«Хантер Байден - частное лицо и адвокат. Вице-президент не поддерживает какую-либо конкретную компанию и никоим образом не участвует в деятельности этой компании», - заявила пресс-секретарь Джо Байдена Кейт Бедингфилд.
Сам Хантер Байден считает, что его работа в украинской компании ничуть не противоречит заявлениям его отца, даже наоборот. Он присоединился к совету директоров, чтобы «укрепить корпоративное управление и обеспечить прозрачность деятельности компании, которая работает над развитием энергетической безопасности Украины, что также является целью Соединенных Штатов», приводит его слова Wall Street Journal.
Руководство компании подтверждает слова Байдена: его пригласили в надежде «обеспечить будущее компании», которая позиционирует себя как «противоядие» зависимости Украины от российского газа.
Тем не менее украинские борцы с коррупцией опасаются, что сотрудничество сына вице-президента США и Злочевского поможет последнему избежать суда.
Директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк признает, что, зная о связи Байдена и Злочевского, следователи, которые ведут дело бывшего украинского чиновника, будут чувствовать себя «некомфортно».
«Ситуация ставит вопрос о честности», - считает один из членов украинского парламента, некогда работавший в конкурирующей газовой компании. «Честность должна быть на всех уровнях, как на государственном, так и на частном».
Представители фирмы Николая Злочевского категорически опровергают выдвинутые против него обвинения.
«Будучи гражданским служащим, Злочевский следовал букве и духу закона», - заявил представитель его фирмы Burisma. - «Он всегда придерживался высоких моральных и этических стандартов справедливости при принятии решений».
Также представители фирмы отметили, что до сих пор не удалось предоставить никаких доказательств незаконной деятельности Злочевского. Здесь они ссылаются на эпизод с заморозкой банковского счета основателя компании.
В марте 2014 Злочевский попытался перевести 23 миллиона долларов на Кипр со своего британского счета во французском банке BNP Paribas. Это вызвало у руководства банка подозрения в отмывании денег, о чем они сообщили британским властям. После месяцев расследования счет был разморожен за отсутствием доказательств.
Тем не менее британские власти дело не закрыли и продолжают расследование. А у украинских властей есть более веские основания считать Николая Злочевского виновным.
Злочевский получил лицензии на открытие фирм - помимо Burisma Holdings ему принадлежит еще ряд предприятий нефтегазовой области, - находясь на посту министра, тогда как конституция Украины запрещает совмещать государственную службу с бизнесом.
Четыре человека утверждают, что обсуждали со Злочевским условия финансирования компании Burisma, когда он еще был министром. Двое заявляют, что он даже проводил подобные встречи в министерстве.
Кроме того, большую часть лицензий Злочевский получил без публичных торгов. Впрочем это обвинение представители Burisma решительно опровергают, ссылаясь на украинское законодательство. Существует такое понятие как «целостный имущественный комплекс», которое позволяет получить лицензию в нефтегазовом секторе без публичных торгов в том случае, если на земле уже имеются постройки, например система трубопроводов.