Что такое либерализм: идеология, система взглядов или религия? На этот вопрос «Элеторату.Инфо» ответил известный российский политолог Михаил Ремизов.
— Безусловно, либерализм, как мы видим его сегодня, и либерализм ранний сильно отличаются друг от друга. Похожий, ранний либерализм, например, образца Джона Локка, он был тесно связан с христианскими корнями вплоть до того, что для Джона Локка считалось само собой разумеющимся ограничение в правах атеистов и католиков.
Сегодня либерализм пропитан во многом своего рода культурой ненависти по отношению к моральному большинству. Безусловно, это касается далеко не всех либералов, либеральных течений, партий. Эта мутация либерализма произошла где-то в 60-70-е годы 20 века, когда тема защиты прав, свобод граждан, тема развития частного бизнеса и личного достоинства как основные темы либерализма уступили место борьбе за эмансипацию меньшинств сексуальных, этнических и религиозных. В свою очередь в качестве главного препятствия для эмансипации меньшинств рассматривалась культура большинства, основанная на традиционных религиозных ценностях и на национальном самосознании, и на других консервативных столпах современного общества. Вот эта мутация и либеральная, и левая идеология на Западе, она оказала очень большое влияние на в целом судьбу европейской цивилизации, начиная с последней трети 20 века. Поэтому тот либерализм, с которым мы имеем дело сегодня, во многом отличается от классического либерализма, который заслуживает уважения и поддержки.
Кроме того, можно отметить, что либерализм напоминает систему религиозного культа в плане своего международного политического применения, потому что США и их союзники выступают очень часто не столько на страже прав человека как таковых, сколько на страже своего рода религии прав человека и наказывают не нарушителей прав человека, а своего рода еретиков, то есть тех, кто осмеливается оспаривать какие-то фундаментальные идеологические принципы. И основываться в общественном в политическом развитии на каких-то других принципах. Поэтому попытка выступать в качестве своего рода жрецов прав человека, на мой взгляд, имела место в таких глобальных интервенциях, которые предпринимали США и их союзники, начиная в первую очередь с Югославии. Не стоит путать права человека как таковые и идеологию прав человека или даже псевдорелигию прав человека в исполнении американских и европейских идеологов и политиков.