Статьи

"Болотная" раскололась на "революционеров" и "козявки трескающих бюрократов"

01 февраля 2012 15:28

Так называемая внесистемная оппозиция никогда не представляла из себя единого фронта. Любые объединения и коалиции всегда носили тактический характер, поэтому моментально разваливались, как только дело доходило до дележа властных полномочий. В преддверии марша "За честные выборы" 4 февраля в оппозиционных кругах усилилась поляризация. Лидеры общественного мнения обвинили друг друга в "перетягивания одеяла на себя".

К слову, разлад в лагере уличной оппозиции начался гораздо раньше, а именно: после того как лидер "Другой России" Эдуард Лимонов отказался участвовать в митинге на Болотной площади. Впрочем, позиция генератора оппозиционных идей нисколько не изменилась и теперь, после успеха на проспекте Сахарова. Лимонов называет участие в шествии и митинге на Болотной площади "бессмысленным и унизительным". По его словам, "группа либеральных вождей, самозванно представляющих народный протест, манипулируя общественным мнением, сговорилась с властью локализовать протест в безопасном для нее месте". "Будет принята очередная, третья по счету резолюция, которую власть опять проигнорирует, как и две предыдущие", — утверждает Лимонов в своем блоге.

В ответ на критику либеральная фракция уличной оппозиции отказалась участвовать в "Стратегии-31", призвав Лимонова остановиться: мол, побузили и хватит. Так, член политсовета "Солидарности" и оргкомитета "декабрьского протеста" Олег Козловский объявил Стратегию-31 закрытой. Об этом оппозиционер написал в своем твиттере. "Сегодня на Триумфальную не пойду", — сообщил постоянный участник и заявитель митингов на Триумфальной площади. По его мнению, "Стратегия-31" выполнила свою функцию — поддержание огонька сопротивления в 2009–2011". "Лимонов со товарищи поступили бы правильно, сказав прямо: так мол и так, это удалось, это нет, кампания окончена, теперь другие задачи, — отмечает Козловский. — Знать, когда поставить точку, — это тоже надо уметь".

В свою очередь, в эфире радиостанции "Эхо Москвы" входящий в оргкомитет акций "За честные выборы" сопредседатель "Солидарности" Гарри Каспаров также дал понять, что считает митинги в поддержку 31 статьи Конституции на Триумфальной нецелесообразными. "Это очень важный этап был в становлении гражданского общества. И вот те активисты, которые сознательно шли на такое обострение, понимая, чем это им грозит, они, конечно, сыграли, мне кажется, очень важную роль в том, что ситуация как-то с мертвой точки сдвинулась Другое дело, что сегодня… Очевидно, что власть реагирует в первую очередь на… Пожалуй, единственное, на что она реагирует, — на выход большого числа людей. Поэтому проводить малочисленные акции, обреченные на разгон, вряд ли это помогает сегодня общему делу", — заявил Каспаров.

Если разрыв между "национал-большевиком" Лимоновым и "демократом- оранжистом" Каспаровым можно считать чем-то само собой разумеющемся. Как говорится, любовь по расчету до первого поворота. То вот возникшие разногласия в либеральном стане объяснить лишь идеологической несовместимостью невозможно.

К примеру, в своем интервью Русской службе "Голоса Америки" Алексей Навальный в пух и прах разносит Бориса Немцова, называя его "бюрократом от оппозиции". "… объединение, так или иначе, возможно. Но только не во главе с теми, кого вы видели на Болотной и на Сахарова, — говорит Навальный, отвечая на вопрос корреспондента о возможности объединения без "перетаскивания одеяла на себя". — Пришедшие на митинг люди уже дали им свою оценку…. Повторюсь, они, простые люди, те, кого называют "сетевыми хомячками" и "бандерлогами", почувствовали, кто хозяин положения. И это, увы, не те, кто на вялотекущих оргкомитетах и многочасовых "договоренках" кому за кем, кто кого и как — колонной или "свиньей". Они вошкаются и спорят, выковыривая козявки из носа. Это не борцы, это бюрократы от оппозиции. А они просто растрачивают энергию людей".

"Шествие 4-го февраля — это не про них. Это дело других людей, людей, жаждущих справедливости, и я буду не я, если позволю справедливому народному гневу закиснуть в среде козявок этих бюрократов. Хватит! Их время прошло!", — считает Навальный, явно имея ввиду выступавших с трибуны на проспекте Сахарова политиков.

И хотя в своем твиттере Навальный опроверг тот факт, что он якобы дал интервью Русской службе "Голоса Америки", назвав интервью "фальшивкой 100%", очевидно, что мысли Навального и его аудитории в интернете, в принципе, совпадают с изложенным выше текстом.

Так, например, близкий друг Навального Олег Кашин солидаризируется с фальшивым интервью Навального. "Организаторы шествия 4 февраля сами конвертировали то богатство, которое свалилось на них 10 декабря, в агитпоезд до Иркутска и в поющих десантников. Это не злой умысел, это просто по-другому не получилось, — пишет Кашин на "Слоне.Ру". — Я не критикую оргкомитет шествия, я сам, в конце концов, член этого оргкомитета, хоть и прогуливающий его заседания. У меня даже есть готовое оправдание всем провалам, связанным с организацией субботнего шествия — за путинские двенадцать лет даже те, кто когда-то что-то умел (о Владимире Рыжкове коллеги почтительно говорят — он еще двадцать лет назад на Алтае гигантские митинги собирал; Борис Немцов, кстати, тоже ведь собирал — еще в Горьком, еще когда город даже не был Нижним Новгородом), растеряли все свои навыки и превратились в печальные тени, мелькающие в трансляции "Сетевизора" из Сахаровского центра".

Александр Петров