Процесс укрупнения и объединения регионов помимо декларируемых во всеуслышание преимуществ также таит в себе немалые трудности. Не получится избежать их и в процессе объедения областей в Восточной сибири.
О возможности объединения пяти восточно-сибирских территорий в единый Байкальский край заявили губернатор Иркутской области Борис Говорин и президент Бурятии Леонид Потапов. И тот и другой мотивировали своё мнение тем, что целесообразно создать крупный, экономически самодостаточный регион, в рамках которого можно решать все проблемы. По их мнению, объединение благотворно скажется на экономическом развитии регионов, даст толчок к комплексному освоению туристических ресурсов Байкала и т.п.
Несмотря на то, что, скорее всего данное заявление было согласовано с кремлём, далеко не все разделяют оптимизм инициаторов процесса.
Так, пока лишь безоговорочно согласились начать процесс объединения лишь власти Иркутской области, Республики Бурятия и Усть-Ордынского округа. Руководство Читинской области пока официально не высказывалось на тему объединения. А поразмышлять есть о чём.
Например о том, что экономическая целесообразность нового субъекта федерации далеко не бесспорна. Дело в том, что территории вышеназванных областей различаются, и порой очень сильно различаются друг от друга. если Читинская область находится на дотационной игле, то Бурятия развивается во многом благодаря сельскому хозяйству. "Если говорить чисто об экономике, то тогда надо присоединять север Иркутской области, например, к Красноярскому краю, потому что экономика очень схожа. Одни отрасли промышленности, одни финансово-промышленные группы осваивают эти предприятия. Но это чисто экономический подход. Понятно, что он неприемлем", - считает депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин.
"Восточно-Сибирская правда" пишет и о том, что самым острым и трудным, по мнению иркутских политиков, в объединении пяти субъектов Федерации станет вопрос соблюдения национальных интересов их коренных жителей. Прежде всего, бурят. Немаловажным будет и то, как сформируются органы власти.
Не могут прийти к единому мнению и пока сами зачинатели процесса. Так, президент Бурятии высказывается за то, чтобы столицей нового субъекта Федерации стал город Улан-Удэ, но иркутяне в корне не согласны с ним и предлагают в качестве столицы Иркутск, где сосредоточен весь промышленный потенциал.
Кроме того, неизбежные трудности возникнут и при проведении референдума об объединении. Ведь следует учитывать не только факторы экномического различия регионов, но и вообще сам факт голосования за то, без чего многие жители данных субъектов Федерации могут обойтись. Так, явке избирателей на референдум в Корасноярском крае власти уделяли самое повышенное внимание и до самого последнего момента не были уверены в положительном исходе. И несмотря на то, что активность населения оказалась высокой, всё же некоторые вопросы так и оставлись неразрешёнными. Учитывая же тот факт, что по статистике в той же Иркутской области обычная явка избирателей не очень высока, то для того, чтобы преодолеть 50%-ный барьер необходимо фактически придать этому события статус президентских выборов.