Статьи

Две линии Томаса Хаммарберга

09 сентября 2011 15:13

Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг призвал правительство России дословно: "снять все препятствия в отношении свободы собраний". По мнению экспертов, требуя от российских властей невозможное — по сравнению с российским западное законодательство отличается еще более жестким набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий — Хаммарберг вынужден подыгрывать европейским русофобам.

В тексте письма, который приводит РИА Новости, ни много ни мало утверждается, что "российские власти должны пересмотреть законодательство и практику", связанную с проведением собраний и митингов. Одновременно комиссар признает, что "общие нормативные рамки, содержащиеся в федеральном законодательстве о собраниях, в широком плане соответствуют международным стандартам, предусматривая — как и в большинстве других европейских государств, процедуру уведомления, которая не обязывает организаторов митингов просить разрешения от властей, а лишь проинформировать их о намерении его провести".

Однако, отмечает он, "нормативные акты или решения, принятые региональными или местными органами власти, иногда ограничивают это право более узкими рамками или в ином духе". Исходя из этого, Хаммарберг рекомендует властям РФ обеспечить соответствие между федеральным законодательством и нормами и теми же решениями, которые принимаются на местном уровне.

В этом же документе поднимается вопрос и об отсутствии в существующих юридических рамках правовых положений о спонтанных собраниях. Комиссар рекомендует, чтобы "были приняты юридические положения, защищающие возможность проведения мирных собраний такого рода".

Учитывая, что ни в одной стране мира свобода собраний и митингов не регламентируется только лишь положениями основного закона страны (Конституций) и ограничена специальными или местными законами, конкретизирующими условия реализации этих свобод, "рекомендациям" Хаммарберга можно только удивляться. Выходит, что по мнению правозащитника, в РФ должна наступить тотальная свобода, которая, в принципе, ничем не отличается от анархии. Где хочу там и митингую…

Между тем западное законодательство по сравнению с российским отличается более конкретным и более жестким набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование "черного списка" для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания) и т. д. Однако никаких претензий к законодательству и правоприменительной практике европейских стран Хаммарберг, как ни странно, предъявлять не спешит…

Депутат Госдумы, известный политолог Сергей Марков в интервью сайту "Электорат.Инфо" прокомментировал обращение комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарбера:

- Хаммарбер в целом является достаточно объектным политиком, который не разделает ту русофобию, которая распространена в европейском политическом классе. Он не является таким диверсантом, производящим антироссийские проекты. Известна его разумная позиция и по Чечне, когда он констатировал колоссальный прогресс в соблюдении прав человека, и по войне в Южной Осетии, когда он одним из первых признал виновность Саакашвили в развязывании этой войны.

В данном же случае повышенное внимание к нам связано с предстоящими выборами, и Хаммарберг отражает внимание европейской общественности к российским парламентским и президентским выборам. А у европейской общественности есть две линии. Одна — это выражение озабоченности, чтобы в России-де выборы прошли нормально, и все было хорошо. А другая — связана с тем, что антироссийски настроенные политики готовят почву для срыва легитимности российских выборов по минскому сценарию, как произошло в Белоруссии. А Хаммарберг, как комиссар по правам человека СЕ, вынужден выражать (интересы) и нравиться и тем, и другим.

Александр Петров