Одним из условий возможного сотрудничества с коллегами из либерального лагеря члены партии "Яблоко" называли необходимость "поураганивших в 90-е" либералов покаяться за свои деяния. Это стало препятствием для возможного объединения с Союзом правых сил, это же условие выдвигается в отношении представителей "Солидарности" и незарегистрированной Партии народной свободы, что и стало предметом для очередной дискуссии.
Начало положил сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков, дипломатично заметив, что в 90-е было много хорошего, но были и недостатки, которые преувеличиваются в результате работы "путинской пропагандистской машины, назначившей именно реформаторов виновными во всех неудачах страны, на самом деле находившейся тогда и находящейся, тем более, сегодня в руках неподотчетной и низкоэффективной бюрократии, а также привыкших к своей полной бесконтрольности силовиков".
В общем, Рыжков обнаружил "четыре ключевых порока либеральной политики 90-х, от которых надо решительно избавиться". По его мнению, "многие влиятельные либеральные реформаторы 90-х не были демократами" и "пренебрегали важностью строительства эффективных демократических институтов", ошибочно считали неактуальным и даже вредным проведение активной социальной политики, а кое кто даже не смог "лично устоять перед материальными соблазнами, включившись, вместе с правящей бюрократией, в гонку за приватизацией активов и уводом в свой карман бюджетных денежных потоков". В общем, в случае выполненной "работы над ошибками" либералов ждёт успех.
Это полупризнание вызвало скептическую усмешку у "яблочников", устами Бориса Вишневского напомнивших, что, во-первых, "Яблоку" не понадобилось ждать двадцать лет, чтобы "отчетливо увидеть" ошибки либеральных реформаторов 90-х годов - до нас все дошло значительно быстрее". Во-вторых, Вишневский посоветовал Рыжкову и другим сопредседателем ПАРНАСа "начать перестройку с себя", заменив определение "либеральные реформаторы" на "МЫ": "Это я и мои сегодняшние коллеги по ПАРНАСу - особенно, Борис Немцов - умышленно пренебрегали важностью строительства эффективных демократических институтов... Это я, как лидер правительственной фракции НДР и первый зампред Госдумы, несу СВОЮ часть ответственности за залоговые аукционы, финансовую пирамиду 1997 года и финансовую катастрофу 1998 года, за невыплаты зарплат и инфляцию... Это МЫ считали вредным проведение активной социальной политики, и массированных инвестиций государства в развитие "человеческого капитала", и отвергали политику выравнивания доходов и защиты труда.... Это МОЙ нынешний ближайший соратник Михаил Касьянов, находившийся у реальных властных рычагов, не смог лично устоять перед материальными соблазнами, включившись, вместе с остальными членами правительства Черномырдина, в гонку за приватизацией активов и уводом в свой карман бюджетных денежных потоков", - пишет Б. Вишневский.
Но тут уже не выдержала душа Бориса Немцова, взявшего на себя роль либерального прокурора и предложившего покаяться уже самим "яблочникам": за Явлинского, который "голосовал за назначение Путина премьер-министром в 99-м"; за российского омбудсмена Владимира Лукина, который не потребовал освобождения Ходорковского; за "гнусное изгнание Навального и Яшина из партии" и "унижение" многих членов партии, в т.ч. "уважаемого Максима Резника", заставив их выйти из "Солидарности" и т.д. Короче, Немцов уверен, что при таком подходе шансов у "Яблока" пройти в Госдуму нет, в то время как у ПАРНАСа поддержки среди населения гораздо больше.
Спор либералов и демократов, чей основной успех выпал как раз на 90-е, кто из них более виновен и кому следует каяться, похоже, будет продолжаться, поскольку противоборствующие стороны где-то что-то недоговаривают, где-то передёргивают... Борис Немцов, например, в 1999 году выступал активным сторонником Владимира Путина. И хотя впоследствии вроде бы признал ошибочность своей позиции, но кается за это, с точки зрения наблюдателей, как-то не слишком активно. Или же обвинения со стороны того же Немцова в адрес "Яблока" за "за дефолт 98-го года, когда известный яблочник М.Задорнов работал министром финансов и нес стопроцентную ответственность за дефолт". Наверняка "яблочники" возразят, что Задорнов принял приглашение войти в состав правительства РФ в 1997 году вопреки решению думской фракции и в связи с этим покинул партию. И т.д. и т.п.
Другое дело, что выяснение отношений между либералами и демократами по большей части интересно им самим, поскольку электорат, учитывая как результаты выборов, так и социологические рейтинги доверия, уже высказал своё отношение к тем и другим. Судя по комментариям к переписке оппозиционеров, блогеры придерживаются того же мнения, считая, что место спорщиков давно уже на свалке истории. "
Всё это мышиная возня почти никому не интересная", - пишет pa__la__pinga. "Что Яблоко - жулики, что Парнас - воры. Ребята. объединяйтесь и будете у власти партия воров и жуликов", - утверждает distan87. "Да, вот такая фигня, ни вам, ни им, никто не верит. Вы оскандалились раньше и очень быстро, Они - значительно медленне, но также беспринципно. В итоге, электората у вас ... меньше меньшего и у них не больше", - резюмирует egonist.