Статьи

Министерство правды «объединенной оппозиции»

16 августа 2007 11:20

В предвыборный период российские СМИ впервые, пожалуй, с момента распада СССР, поставлены перед необходимостью четкой и дотошной выверки публикуемых фактов. По некоторым данным, в ряде изданий поднят вопрос о создании памятных с советских времен Отделов проверки. Поток информации от многочисленных оппозиционных ньюсмейкеров давно перешагнул порог «неточностей» и «непредумышленных ошибок». «Министерство правды» борцов с существующим режимом с завидной регулярностью снабжает СМИ откровенно недостоверными сведениями.

Дело Ларисы Арап, о принудительной госпитализации которой в психиатрическую больницу по политическим мотивам заявил в середине июля Объединенный гражданский фронт Гарри Каспарова, стало наиболее громким примером подобной политики оппозиционных сил. Не будет преувеличением сказать, что в этой истории СМИ от главных застрельщиков темы не получили ни одного достоверного факта.

Лариса Арап была названа оппозиционным журналистом. Выяснилось, что это не так. Госпитализированную женщину пытались представить правозащитником, непримиримым борцом с режимом – оказалось, что она является рядовым членом мурманского ОГФ, по некоторым данным, бухгалтером местного отделения. С «политической» госпитализацией тоже не все гладко – в 2004 году Арап проходила лечение в психиатрической клинике после того, как «выяснила», что ее «преследует ФСБ».

Вопиющим примером дезинформации стало заявление лидера мурманского ОГФ Елены Васильевой о том, что к Ларисе Арап едет консул США. Ссылаясь на личную беседу с консулом, мурманская оппозиционерка сообщила журналистам, что он «обеспокоен этой ситуаций, он потрясен тем, что в России происходит такое нарушение прав человека». 

В ответ на растиражированные рядом изданий слова Васильевой, официальное представительство США в Санкт-Петербурге было вынуждено сделать заявление: «Целью поездки консула в Мурманск и Апатиты не было посещение госпожи Арап и он ее не посещал. Он также не делал никаких заявлений по поводу случившегося или состояния госпожи Арап. Его поездка в Мурманск и Апатиты была запланирована задолго до того, как мы узнали о деле госпожи Арап. Никаких действий, связанных с ситуацией вокруг госпожи Арап, консульство не предпринимало».

Стоит ли удивляться, что на данный момент дело Ларисы Арап, несмотря на допущенные при госпитализации нарушения, вообще не освещается средствами массовой информации – за исключением ряда весьма ангажированных изданий, в которых фактура традиционно приносится в жертву идеологии.

Так, Интернет-ресурс Гарри Каспарова только за последние дни «установил», что «Путин продал «Курск» США в статье «Почем жизнь русских моряков?»; «выяснил», что учебный фильм по борьбе с экстремизмом снят Центризбиркомом потому, что «Другая Россия» решила участвовать в выборах. Наконец, определил, кто же виноват в нарушении грузинского воздушного пространства и бомбежке ее территории.

«По большому счету, в истории с якобы «загадочной» бомбардировкой «неизвестными» самолетами грузинской территории ничего загадочного нет», - утверждает автор ресурса. – «..Достаточно задать себе два элементарных и традиционных вопроса – "кому это выгодно" и "кто бы мог это сделать". Любая попытка непредвзято ответить на них прямо укажет на инициатора провокации». 

Выводы Каспаров.Ру предсказуемы: «Действительно – кому было выгодно уничтожение грузинского радара? Мне почему-то кажется, что уж точно не Грузии. Зато России это "длинное ухо", которое может круглые сутки прослушивать небо над Абхазией и Южной Осетией, совершенно ни к чему. Поскольку делает решительно невозможным любое скрытое перемещение живой силы и техники по воздуху в пределах непризнанных республик».

Автор не задается вопросом о целях такого перемещения, как не задумывается и о самой возможности скрытого перемещения крупных воинских подразделений с техникой в нынешний век спутниковых технологий. Остается открытым вопрос о целесообразности перемещения их по воздуху – при небольшом размере республик и протяженной сухопутной границе с РФ. Ресурс выполняет идеологические задачи, не имеющие ничего общего с журналистикой.

Аналогичные по смыслу действия предпринимает помощница Гарри Каспарова, известный PR-деятель оппозиции Марина Литвинович. Не так давно с ее помощью в сети была опубликована «документальная» видеосъемка террористического акта в Беслане, «которую кто-то прислал в комитет "Матери Беслана"», - поясняет Литвинович.

«Документальные» съемки очень плохого качества снабжены текстовыми заставками, смысл которых – «По школе стреляют из огнеметов с крыши пятиэтажки», «Виден отстрел гильзы после выстрела» - заставляет воспринимать происходящее на экране вполне однозначно.

Публикация этого видео вызвала возмущение в блогах – активные участники обсуждения указывали автору, что подобные манипулятивные текстовые заставки недопустимы в документалистике, по размытой картинке нельзя достоверно судить о происходящем, а современные огнеметы не отстреливают после выстрела гильзы.

Впрочем, по реакции сторонников теории заговора можно судить, что публикация этого видео достигла своей цели. На следующий день большой материал, опирающийся, в том числе на видео с «отстрелом гильзы», был опубликован в «Новой газете».

Ситуация с распространением недостоверной или ангажированной информации деятелями оппозиции, к сожалению, не нова. В 2006 году дело военнослужащего Андрея Сычева, пострадавшего в результате неуставных взаимоотношений в части, сопровождалось настоящей информационной атакой – утверждалось, в том числе со ссылкой на медиков, что его насиловали, связывали старослужащие. Позже следствие не нашло подтверждения этим «фактам». Активным участником информационной кампании вокруг «дела Сычева» была Марина Литвинович.

История с госпитализацией в начале 2007 года рядового Романа Рудакова изобиловала странными «фактами», которые во множестве были опровергнуты как официальными лицами, так и представителями СМИ. Утверждалось, к примеру, что Рудаков – сирота. Однако, спустя несколько дней в Сакнт-Петербург прибыли его родственники. На каком основании санкт-петербургские правозащитники обвинили сотрудников военного госпиталя в том, что они не лечили молодого человека, чтобы скрыть произошедшее, остается не ясным до сих пор.

Но если ранее подобные информационные «игры» проявлялись эпизодически, сейчас они становятся хорошим тоном со стороны отдельных представителей оппозиционных движений. «Министерство правды» Джорджа Оруэлла немного запоздало во времени и появилось не там, где ждали. Похоже, ряд непримиримых оппозиционеров в своей политической борьбе взяли на вооружение старый-добрый лозунг своих, казалось бы, политических противников – «Все средства хороши».

Евгений Поликарпов

Петр Дерябин