Статьи

Андрей Исаев: «Наша избирательная кампания – это отчет перед россиянами»

08 августа 2007 15:34

В чем заключается "изюминка" избирательной кампании «единороссов»? Кого именно партия власти считает своим основным политическим оппонентом? И с каким результатом планирует финишировать на предстоящих думских выборах? На эти и другие вопросы «Электорату.Инфо» ответил заместитель Секретаря Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

- С какой программой партия власти идет на выборы в Госдуму?

- На выборах впервые предстает политическая партия, которая заявляет о том, что берет на себя ответственность за положение дел в стране. Если вы помните, до этого политические партии, как правило, говорили о том, что они ни за что не отвечают, что у них не было никаких возможностей, что они были в оппозиции и так далее. Сейчас у нас прецедент, когда партия идет на выборы, говоря о том, что мы отвечаем за свои дела. Мы отвечаем за то, что сделали.

Мы отвечаем за то, что «Единая Россия» делала в Государственной Думе на протяжении этих четырех лет, за то, что делали в регионах большинство российских губернаторов, за то, что делали наши представители в Правительстве. Мы отвечаем за курс Владимира путина, который мы поддерживаем. Поэтому в значительной мере наша избирательная компания – это отчет перед избирателями.

Мы объясним, почему принимались те или иные решения, почему эти решения благотворно, с нашей точки зрения, отразились на экономике и социальной сфере, почему удалось добиться стабилизации положения России – как внутри страны, так и в мире. Мы расскажем, как удалось создать реальный потенциал для экономического рывка и качественного улучшения жизни людей.

- Кого вы считаете основным соперником или соперниками?

- Наш основной соперник – КПРФ. Коммунистическая партия Российской Федерации остается нашим главным соперником на этих выборах. Сейчас, на мой взгляд, в России существует только две системных партии: это «Единая Россия» и КПРФ.

«Системных» в нескольких смыслах. Во-первых, эти партии представлены практически во всех субъектах федерации и на всех территориях, их представители имеют мандаты практически во всех региональных заксобраниях, а также это они имеют самые крупные фракции в Государственной Думе. Во-вторых, это партии, которые обладают цельной идеологией и цельной программой, цельным виденьем того, что будет происходить со страной. В-третьих, у них есть большой кадровый потенциал.

Таких партий в России сегодня две. И реальное соревнование на декабрьских выборах в Государственную Думу состоится между «Единой Россией» и КПРФ. Это будет соревнование между партией, которая предлагает дальнейшую модернизацию страны с опорой на национальные традиции, и партией, которая так или иначе зовет вернуться назад.

А все остальные политические партии – это партии второго эшелона. Они, конечно же, будут активно выступать. Разумеется, они тоже будут нашими оппонентами, и мы так или иначе будем вести с ними полемику. Но в качестве основных конкурентов мы их не воспринимаем.

- А как же «Справедливая Россия»? Высказывалось мнение, что именно она – ваш основной конкурент.

- К «Справедливой России» у нас пока отношение еще не устоялось, потому что эта партия сама еще не состоявшаяся до конца политическая структура. Я напомню, что они за время своего недолгого существования успели серьезно поменять целый ряд своих позиций. Сначала партия претендовала на то, чтобы вытеснить «Единую Россию». Тогда ее руководство говорило, что «Справедливая Россия» олицетворяет собой новый курс президента Путина. Сейчас они заявляют, что хотят объединиться с коммунистами и вытеснить КПРФ.

Но согласитесь, что курс президента Путина и программа коммунистической партии – это разные вещи. Объединить их между собой в одну партию можно только в голове Сергея Михайловича Миронова. Поэтому достаточно сложно разобраться в этой логике и понять, каким образом будет действовать «Справедливая Россия», если она преодолеет барьер и сформирует фракцию в следующей Государственной Думе, достаточно сложно.

Если взять персоналии «Справедливой России», то, например, господин Лебедев в свое время полемизировал в передаче «К барьеру!», отстаивая позицию правого крыла «Единой России». Теперь он стал одним из активистов партии, которая заявляет, что она левее, чем мы. Пускай эти господа все-таки вначале сами разберутся в своих внутренних мироощущениях и чувствах, а тогда мы уже сможем сформулировать какое-то более определенное к ним отношение.

- Ожидаете ли какие-либо трудности у «Единой России» в предвыборный период?

- Безусловно. Мы понимаем, что сегодня все политические силы будут критиковать «Единую Россию» и на этом строить свои избирательные кампании. Нас будут обвинять все и со всех сторон. Это очевидно. Наши конкуренты для этого будут использовать любую причину, даже совершенно к нам не относящуюся. Ведь сегодня «Единая Россия» занимает такое жизненное пространство, что другие политические партии могут утвердиться, только потеснив нас. И поэтому оно будет в центре нападок. Будет идти постоянная критика.

Дело доходит уже до анекдотических ситуаций. Например, когда на «АвтоВАЗе» была организована забастовка, Союз Правых Сил использовал эту ситуацию в своем заявлении, чтобы заклеймить «Единую Россию». И это – СПС, партия, которая должна выступать с либеральных позиций и, согласно своей идеологии, поддерживать работодателей – в первую очередь.

И таких нелепостей немало. Совсем недавно господин Горбачев озвучил заявление о том, что якобы «Единая Россия» изувечила избирательную систему под себя. Хотя непредвзятый политический анализ показывает, что это решение в сфере избирательного законодательства нам прямой выгоды не несет. Наоборот, мы прекрасно понимаем, что отмена выборов по одномандатным округам сокращает возможность «Единой России» по представительству в Госдуме.

Отмена графы «против всех» тоже не несет «Единой России» выгоды, так как это укрепляет оппозиционные партии. Ведь те, кто голосует «против всех», как правило, оппозиционно настроенные люди. И если раньше их голоса отходили к нам, так как пропорционально распределялись между теми, кто преодолел проходной барьер, то теперь, скорее всего, они отойдут к нашим оппонентам.

То есть относительной изменений избирательного законодательства мы принимали решения, которые нам никакой сиюминутной выгоды не несут. Но эти решения имеют большое значение для развития демократии в России, так как делают избирательную систему более логичной, более четкой, более прозрачной и более справедливой. Поэтому обвинения в наш адрес по данному вопросу совершенно беспочвенны.

Мы стремимся к тому, чтобы выбор, который сделают люди, был осознанным. Чтобы они понимали, что выбирая депутатов Государственной Думы они голосуют не просто за личности, а они голосуют за программы, за тот или иной путь развития страны. Они могут быть не согласны с тем путем, который предлагаем мы, но тогда они должны определиться с каким-то иным выбором. Ведь нельзя предлагать править страной некой мифической партии «против всех» - это совершенно очевидно. Народные избранники должны предлагать людям что-то конкретное и затем отвечать за свои слова. А «против всех» - это в некотором роде безответственность.

Своими изменениями в избирательное законодательство мы постарались сделать систему выборов в стране наиболее демократичной, а это отвечает коренной цели демократии. Ведь что такое демократия? Это не выражение настроений народа, как считают некоторые, а это – власть народа. То есть народ – это акт власти. В результате выборов он наделяет те или иные политические силы, которые представили ему свои программы, правом в течение четырех лет управлять страной и принимать законы.

- Критика со всех сторон будет единственной серьезной проблемой «Единой России» в ходе избирательной кампании?

- Не только. Вторая трудность, с которой мы столкнемся – это то, что вся предстоящая избирательная кампания станет соревнованием популизма и соревнованием обещаний. Мы это уже видели на региональных выборах. На фоне заявлений политических партий, о том, что они в течение там месяца в три или четыре раза повысят пенсии и заработные платы, то наши предложения, конечно же, будут выглядеть гораздо более скромно. А это уже не так ярко и не так выигрышно.

Поэтому сейчас наша задача – построить серьезную разъяснительную работу и научить избирателей (тех, кто пока еще этому не научился) разбираться в том, где просто слова, а где реальные расчеты и реально обоснованные предложения. Это сложно и трудоемко. Гораздо более трудоемко, чем обещать каждой женщине по мужчине и каждому мужчине по бутылке водки. Но, тем не менее, мы к этой работе готовы.

- Любители популизма обычно всегда изобретательны в креативе грязных политтехнологий. Ожидаете ли вы каких-либо провокаций со стороны конкурентов?

- Думаю, что да. Многие из наших конкурентов, чтобы привлечь к себе общественное внимание, будут это делать. К сожалению, у нас в России еще не устоявшаяся политическая культура – поэтому такое возможно. Но для страны с устоявшимися политическими традициями черный пиар является нонсенсом. Надеюсь, что и Россия в обозримом будущем достигнет такого уровня политической культуры.

Пока же в нашей стране у многих политических сил с этим большие проблемы. Не так давно партия «Родина» выпустила на телевидении скандально знаменитый ролик, в котором политики фактически открыто разжигали межнациональную рознь. Если бы такой ролик вышел в какой-либо европейской стране, то лидеры этой партии вообще к большой политике никогда бы и близко не подошли.

Одной из таких грязных технологий в адрес нашей партии я считаю ситуацию с «АвтоВАЗом», когда СПС попытался реальные социально-экономические проблемы, которые существуют на предприятии, использовать для политических целей – для разыгрывания спектакля.

К сожалению, подобное будет происходить, набирая обороты перед выборами. Но мы надеемся на то, что здравый смысл нашего народа достаточно высок, опыт избирательных компаний тоже уже накоплен. Сейчас у нас в обществе определенная стабильность. Поэтому больших провокаций мы не ожидаем. Событий, аналогичным «оранжевой революции» в Киеве, у нас не будет.

- На ваш взгляд, какие сейчас у партии сильные и слабые стороны?

- Сильная сторона партии состоит в том, что сегодня это сама массовая организация страны: у нас более миллиона членов. К нам входят представители объединяющие все территории нашей страны, все социальные слои. И в этом смысле мы действительно общенародная партия. У нас налажены контакты с крупнейшими общественными организациями, которые воспринимают нас в качестве своих партнеров по строительству гражданского общества.

У «Единой России» накоплен серьезный кадровый потенциал. Мы – единственная политическая партия, которая свои кадры, своих кандидатов выставляет на всеобщее обсуждение – на праймериз. Мы считаем, что в этом обсуждении должны принять участие все заинтересованные лица и силы. «Единая Россия» - это партия, которая опирается на молодежь. Мы выделили ей квоту в парламентских списках – 20% мест.

Мы – партия, которая поддерживает ясный и понятный народу курс президента Владимира Путина. «Единая Россия» никогда этого не скрывала и не стеснялась – как бы там нас не упрекали в этом наши оппоненты. Все это – наши сильные стороны.

Если говорить о слабых сторонах, то все-таки мы партия, которая имеет за плечами не очень большой срок существования. По сути, декабрьские выборы – это вторые выборы, которые мы будем проходить в федеральном масштабе. В этом смысле наш опыт гораздо скромнее, чем у КПРФ, «Яблока» или ЛДПР. Также одной из наших проблем является некоторая неповоротливость, которая свойственна каждой большой структуре. Но мы эти свои проблемы знаем и стремимся их исправить.

- Но говорят, что молодежь включается в списки только на «непроходные» места. Об этом, в частности, заявляли представители СПС, критикуя «Единую Россию».

- Практика показала, что молодежь у нас как раз попадает в региональные парламенты. Это конкретные факты. Мы тщательно следим за то, чтобы молодежные лидеры получали проходные места в списке, и будут обязательно представлены в составе Государственной Думы. Что касается Союза Правых Сил, то я хотел бы им задать вопрос – почему они, если они считают, что наша квота плоха, не введут свою «хорошую» квоту? Почему они не покажут пример? Почему они не проведут открытые праймериз, а ждут списка кандидатур из правления РАО «ЕЭС России»?

- Еще «Единую Россию» критикуют за то, что это «мужская» партия, где карьеру делают только представители сильного пола.

- Я могу сказать, что наибольший процент женщин в Государственной Думе - это именно во фракции «Единая Россия». Более того, наша партия уже второй созыв предоставляет женщине место в руководстве парламентом – Любовь Слизка является первым заместителем председателя Госдумы. Почему-то ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Родина» соответствующих решений не приняли – не использовали свою квоту, чтобы представить женщин в руководстве Госдумы.

Хочу сказать, что именно с нами сотрудничают основные женские организации, наиболее массовые в стране. Екатерина Лахова, лидер движения «Женщины России», является членом нашей фракции в Госдуме. Хотя в этом направлении мы, наверное, все-таки немножко не дорабатываем. Однако нельзя быстро перебороть то, что складывалось многолетней традицией. В этом смысле мы консерваторы, и выступаем за постепенные, плавные преобразования, но содержательные и без откатов назад. Кстати, наши оппоненты тоже не могут похвастаться тем, что у них в данном вопросе все идеально.

- По какому принципу будут формироваться партийные списки?

- Сейчас у нас уже начался процесс праймериз. Решением бюро Высшего совета и Президиума Генерального совета по предложениям, которые поступили от местных партийных организаций, общественных объединений и наших фракций, сформирован большой список. В настоящее время там более тысячи кандидатов, которые подтвердили свое желание баллотироваться по тому или иному региону. Этот список направлен в регионы, где по нему будет проводиться очень серьезная работа.

В регионах пройдут собрания с участием представителей «Единой России» и сотрудничающих с нами организаций, в том числе и беспартийных граждан. Каждая кандидатура будет подвергнута обсуждению, а в дальнейшем состоится голосование в местных отделениях партии. Результаты праймериз будут положены в основу того списка, который мы сформируем. Мы, в отличие от некоторых политический партий, не ждем, когда список будет нам откуда-то прислан (скажем, из РАО «ЕЭС»), или когда председатель партии договорится о продаже какого-то количества мест соответствующим персонажам. Наши кандидаты направляются на открытое, гласное обсуждение.

- Будет ли у «Единой России» что-то интересное в избирательной кампании? Будет ли какая-то «изюминка»?

- Изюминка тем и хороша, что она оказывается неожиданной. Поэтому давайте мы не будем предварять события. Я вам могу сказать одно: если кто-то считает, что мы будем проводить скучную и унылую кампанию, то они разочаруются. «Единая Россия» имеет целый ряд политтехнологичных заготовок, которые позволят нам в полном объеме раскрыть потенциал партии перед избирателями и сделать ее еще более привлекательной.

- С каким результатом планируете финишировать на выборах?

- «Единая Россия» получит большинство голосов. Я считаю, что за нас проголосует более половины избирателей.

Петр Дерябин