Статьи

Дмитрий Бадовский: «Для левых представление о национальных чертах демократической модели является естественным идеологическим тезисом»

03 августа 2007 10:13

На днях Серей Миронов - лидер партии, вроде бы позиционирующей себя в качестве «пропрезидентской», выступил с очередным противоречивым заявлением. Строя свою избирательную кампанию исключительно на популистских заявлениях, лидер «Справедливой России» неожиданно раскритиковал понятие суверенной демократии. Что именно заставило спикера Совета федерации накануне выборов ополчиться против довольно стройной концепции? Не противоречат ли слова Миронова публично декларируемым политическим целям «эсеров»? На эти и другие вопросы «Электорату.Инфо» ответил заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский.
 
- В основе этих заявлений Миронова лежат вовсе не идеологические позиции. По большому счету, это просто личностный выпад против «Единой России» и Суркова. Ситуация отражает некое раздражение руководства «Справедливой России» по поводу того, что им не очень удается в рамках избирательной компании попасть в одну лигу с «Единой Россией». Причина возникновения этих реплик Миронова – эмоционально-личностная. Она гораздо больше отражает раздражение, чем какую-либо серьезную идеологическую дискуссию.

Что касается непосредственно «суверенной демократии», то в основе этой идеологии лежит представление о национальных моделях и национальной особенности демократического развития. Заявления о том, что понятие демократия не нуждается в прилагательных, могут более-менее органично звучать со стороны либеральных сил. Но никак не левых.

Либералы критикуют «суверенную демократию» в начатой ими политической дискуссии. Однако присоединение к ней Сергея Миронова на стороне либеральной позиции выглядит несколько странным. Это лишний раз подчеркивает, что само высказывание спикера Совфеда с точки зрения содержательной дискуссии абсолютно случайно. Его мотивы заключаются не в том, чтобы обсудить эту концепцию, а в том, чтобы таким образом выразить свое раздражение, связанное с ходом избирательной компании.

Для левых, социал-демократических позиций, представление о возможности существования национальной модели демократии как раз является вполне естественным. И в этом смысле, конечно, позиция Миронова удивляет и вызывает некоторые сомнения. Однако, на мой взгляд, здесь все же первичны эмоции, а не политическая позиция.

Это не история про позицию, и это не мысли в рамках содержательной дискуссии, а это просто эмоциональные высказывания, сделанные совершенно по другому поводу и по другим мотивам. Они отражают раздражение руководства партии «Справедливая Россия» тем, как развивается сценарий избирательной компании в целом.

Для левых, лево-центристских и социал-демократических политических сил представление о существовании национальных моделей демократии является вполне естественной. В основе концепции суверенной демократии, которую развивает Сурков, как раз лежит как раз эта идея. В этом смысле, когда Миронов критикует суверенную демократию, то получается, что он отвергает тезис о национальных моделях демократического развития. С идеологических позиций, конечно, это не вполне адекватно. Для левых, для социал-демократов представление о национальных чертах и особенностях демократической модели является естественным идеологическим тезисом.

Сочетается ли  это с концепцией «Справедливой России»? Об этом сложно говорить, так как сложно вообще говорить о том, есть ли у партии Миронова какая-то внятная развитая идеологическая концепция.

Петр Дерябин