Статьи

Лев Пономарев: Гуантанамо - это детский сад!

02 августа 2007 15:48

«Гуантанамо – это детский сад по отношению к тому, что делается у нас». Такой точки зрения придерживается известный правозащитник Лев Пономарев. Пробиться со столь шокирующими откровениями в отечественную прессу затруднительно, поэтому исполнительный директор движения «За права человека» решил открыть глаза на происходящее в России аудитории немецкого канала «Deutsche Welle».

Отвечая на вопросы корреспонденты DW, Лев Пономарев охарактеризовал существующий сегодня в России режим как «авторитарный с элементами тоталитаризма». Свидетельством тому, по его словам, тотальное, систематическое нарушение прав человека. «Понятие прав человека в России сейчас отсутствует», - заявил правозащитник.

Особенно злостно, по мнению Пономарева, нарушается в России базовое право человека – право на жизнь. Приведя в пример Северный Кавказ, правозащитник отметил, что здесь продолжаются похищения людей. «Вообще, в Дагестане с конца апреля по начало мая 2007 года похищено правоохранительными органами около 30 молодых ребят», - утверждает он.

Одновременно в Чечне установлен тоталитарный режим Рамзана Кадырова, в республике существует военная база федеральных сил в Ханкале, где, по его мнению, и содержатся «похищенные в других республиках» - «если, конечно, остаются в живых». Никаких конкретных фактов, подтверждающих такую версию событий, в своем интервью правозащитник не привел, но, продолжая тему нарушений прав человека, вспомнил про «тайные тюрьмы». Они, по его данным, также расположены на территории Чечни.

Нарисованный правозащитником образ северокавказской республики должен произвести на немцев неизгладимое впечатление. «Вот сейчас все говорят, что в Чечне стало лучше. Я не знаю лучше там или нет - на кладбище тоже хорошо, когда все лежат и молчат», - дает краткое резюме ситуации в республике Лев Пономарев.

Собственно, ситуацией на Северном Кавказе проблема нарушения прав человека в России не ограничивается. По данным Льва Пономарева, право на жизнь также регулярно нарушается в российской пенитенциарной системе. Правозащитник насчитал среди 700 колоний, действующих в стране, «около 40 пыточных». В них «практикуются пытки, изнасилования мужчин. И людей убивают, но никаких расследований не происходит». «В этих пыточных лагерях просто фашизм процветает», - утверждает он.

Правда, на вопрос корреспондента «У вас есть статистика, сколько людей погибает в российских тюрьмах от пыток?», правозащитник вынужден был ответить отрицательно. «Статистики такой у нас нет», - сказал он, - «но отдельные случаи мы фиксируем». Это и не удивительно – «Сейчас правозащитников перестали пускать в колонии - система закрылась», - говорит Лев Пономарев.

Остается только недоумевать, как, не обладая данными и доступом в колонии, «За права человека» из 700 действующих выделило 40 «пыточных» - не считая «тайных тюрем» в Чечне и военной базы в Ханкале. Правозащитник в этом вопросе уклончив, говоря лишь: «Информация о 40 пыточных колониях – это уже некое наше достижение. Но мы, конечно, можем увидеть только вершину айсберга».

Что, тем не менее, не мешает видному представителю правозащитного сообщества сравнивать ситуацию в России с секретными тюрьмами ЦРУ и заключенными военной базы в Гуантанамо.

«Это все детский сад, - говорит Лев Пономарев. -  В детском саду иногда старшие дети избивают младших. Так вот, Гуантанамо – это детский сад по отношению к тому, что делается у нас».

Антон Пономарев

Петр Дерябин