Статьи

От предвыборного отчаяния Владимир Рыжков стал сочинять кляузы

26 июля 2007 12:54

26 июля «Ведомости» опубликовали высказывания депутата Госдумы Владимира Рыжкова, Республиканская партия которого (РПР) не так давно не прошла регистрацию. Рыжков сетует, что якобы все партии, представленные в Думе, согласовывают кандидатов в новый ее состав в Администрации президента РФ, а «процедура допуска до выборов» серьезно осложнилась по сравнению с кампаниями 1999 и 2003 годов, а некоторые депутаты вообще «оказались под полным запретом».

По словам Рыжкова, сотрудники Администрации президента «потребовали к 31 мая предоставить им проекты предвыборных списков всех партий, прошедших процедуру перерегистрации. «Такого масштаба согласований никогда прежде не было», - приводят журналисты слова депутата, который признается, что, ни проправительственный блок «Наш дом - Россия» (главой думской фракции которого он был) – на выборах в 1995 году, ни блок «Отечество – Вся Россия» на выборах в 2003 году - конкретные персоналии все же не согласовывали.

Рыжков заявляет, что существует якобы даже «список политиков, которым запрещено членство в избирательных списках – это сам Рыжков, Дмитрий Рогозин (партии которого «Великая Россия» только что отказано в регистрации), депутат Госдумы Сергей Глазьев (ныне беспартийный), лидер РНДС Михаил Касьянов (пока беспартийный) и Ирина Хакамада (принципиально беспартийная).

Ему вторят член КПРФ Анатолий Баранов - бывший руководитель сайта КПРФ, отстраненный партией по подозрению в троцкистском уклоне, и бывший руководитель идеологического совета рогозинской «Родины» Михаил Делягин, добавляя к списку «консультирующихся с Кремлем» СР, КПРФ и всем скопом – остальные российские партии.

Однако, источник «Ведомостей» из ЛДПР отрицает их заявления: «Из Кремля требований согласовывать не поступало, чиновники просто спрашивают: «А можно глазком взглянуть на ваши списки?» - А мы отвечаем: «Увидите после съезда».

«К нам с такой просьбой не обращались», - сообщили журналистам в «Справедливой России». «Никто никому ничего не запрещал», - рассказали в Администрации президента, объяснив, что консультации затрагивают отдельные кандидатуры, но их результатом является лишь «мнение» чиновников администрации и, как ни странно, «понимание» их оппонентов.

«Администрация президента - наш партнер, мы консультируемся по ряду вопросов, но о конкретных персоналиях речь не идет», - говорит руководитель исполкома «Единой России» Андрей Воробьев.

«Единого центра, который бы определял кандидатуры, нет, - признает Дмитрий Рогозин. Тем не менее, по его словам, «партбоссы консультируются с рядовыми сотрудниками администрации». При этом Рогозин, не забыл подчеркнуть, что замруководителя Администрации президента Владислав Сурков, с которым Рогозин интенсивно сотрудничал, будучи главой бывшей партии «Родина», еще «более либерален, чем те, кто ведет консультации».

Кстати, публично ни один из партийных лидеров не взял на себя ответственность подтвердить «Ведомостям», что подобные консультации вообще проводятся.

Во всей этой истории обращает на себя внимание как аморфная и беспринципная позиция «жалобщиков» или «истцов», так и их состав, в котором сплошь политические неудачники, оставшиеся за бортом. Действительно, кому, как не Владимиру Рыжкову, который неоднократно выражал готовность дойти до Страсбургского суда по правам человека со своей бедой (отказом в регистрации РПР, численность которой оказалась слишком мала для федеральной партии), - кому как не ему знать, что второй частью статьи 32-й Конституции РФ (которую президент России постоянно призывает исполнять) каждому россиянину гарантировано «право избирать и быть избранными в органы государственной власти».

Если же, по мнению Рыжкова, власти в чем-то ущемляют эти права, его гражданская позиция, тем более, как депутата Госдумы, должна состоять в том, чтобы обратиться в Конституционный суд. Но, кроме отсутствующего чувства гражданского долга, и присутствующего желания «бороться за истинную демократию», нужны еще и доказательства, которых тоже, по всей видимости, нет.

Очередные обвинения в адрес Кремля со стороны таких, как Рыжков, вызваны не возмущением, а страхом. Ведь Рыжков (бывший замглавы краевой администрации, депутат Госдумы в течение 14-ти лет), Касьянов (экс-премьер правительства РФ), Хакамада (неоднократный депутат Госдумы, бывшая председатель Госкомитета РФ, участница 57 сессии Генассамблеи ООН), Глазьев (бывший министр РФ, бывший начуправления в Совете Федерации, неоднократный депутат Госдумы) с Рогозиным (председатель Комитета Госдумы, член Совета при Президенте по нацпроектам, оба – бывшие руководители партии «Родина» того времени, когда она занимала прокремлевские позиции) – все эти люди боятся потерять то, что уже имели, ранее находясь у власти, или испытывают опасения, что вернуться во власть не удастся.

Ситуация усугубляется тем, что декабрьские выборы Госдуму представляют для них значительный соблазн, а для таких, как Рыжков и Рогозин – оставшихся без собственных партий, и пока еще не договорившихся с другими партиями о прохождении в Госдуму по чужим спискам – возможно, и последнюю надежду снова оказаться «у кормушки».

Но накануне выборов они оказались в сложном положении – с одной стороны, остались оппозиционными «политическими голодранцами», вынужденными как-то обращать на себя внимание (в среде оппозиции в актив записываются только выступления против властей РФ), а с другой стороны – не желающими категорически противопоставлять себя Кремлю.

Отсюда и нежелание Рыжкова судиться за «принципы», или хотя бы призвать, своих «коллег», СР или КПРФ отказаться от «консультаций», если они, конечно, имели место. Об этой компромиссности говорит даже риторика Рыжкова, который сетует ныне лишь на ужесточение «согласования списков» - мол, в 1995 году, в проельцинском НДР было легче, так как в рамках «консультаций» не просили согласовывать конкретные персоны.

Все эти высказывания Рыжкова, являясь бездоказательной околополитической болтовней, тем не менее, несколько дискредитируют кое-кого из сильных оппозиционеров. Ведь становится отчетливо понятно, что если «консультации» с Кремлем происходят в действительности, то едва ли не вся так называемая «оппозиция», забыв свою оппозиционность и "заботы о России", преспокойно торгуется за места в Думе – прямо под сенью златоглавого Ивана Великого.

Наверное, шансы Рыжкова договориться с тем же СПС после таких заявлений несколько упадут, не зря же его соратница по оппозиции – Ирина Хакамада – безапелляционно дала ему характеристику «наивного мальчика в политике». Однако, им скорее даже руководит не наивность (при 14-летнем-то стаже в Госдуме), а холодная беспринципность рационально-технологического мышления, столь характерного сегодня для «либерал-демократов», в особенности, когда речь заходит о Москве, где нужно нести груз ответственности, а не о Вашингтоне или Нью-Йорке, где большинство из них так любит проводить время, выслушивая инструкции Кондолизы Райс или Дика Чейни.

Пётр Алексеев

Петр Дерябин