Статьи

Иван Мельников: «Символами избирательной кампании КПРФ станут Фидель Кастро, Уго Чавес и Александр Лукашенко»

18 июля 2007 09:00

Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Иван Мельников отвечает на вопросы редакции Электорат.инфо:

- Можно ли считать предстоящие выборы в Госдуму судьбоносными для коммунистов, или вы уверены в своих силах и рассчитываете на успех? Могут ли коммунисты показать еще лучший результат, чем в 2004 году? Сколько депутатских мандатов вы планируете взять в декабре? Ваши прогнозы?

- Выборы в принципе никогда не являются для нашей партии «судьбоносными». Это лишь одно из направлений нашей работы по защите интересов граждан, одно из направлений политической борьбы. Есть КПРФ в парламенте или нет, - партия все равно будет. Но направление это, действительно, крайне существенное. Говорить же о том, сможем ли мы показать результат «еще лучший», чем в 2004 году, - это не верная постановка вопроса. На выборах 2003 года у нас был плохой результат – около 13%. Это произошло по ряду причин. Во-первых, против нашей партии велась самая настоящая информационная война. Во-вторых, это был переходный период из 90-х годов к эпохе вертикали власти – вертикали жесткого административного ресурса. Партия была к этому не готова. Мы вели кампанию по старым правилам, а оппонент действовал уже по новым, - выстроенным под себя. Для новой ситуации в нашем судне оказалось слишком много «пробоин»: предатели внутри партии, неготовность к эффективной контрпропаганде, «несовременность» во многих моментах.

За четыре прошедших года ситуация резко изменилась. Велось омоложение и учеба кадров. Сформирована сильная агитационно-пропагандистская группа. В руководстве партии – атмосфера товарищества и единства. Эффективно проведены региональные кампании. И мы не просто уверенно преодолеваем цифру 15%, но и уже снова рядом с цифрой 20%, а по городам – около 30%. Думаю, если условия проведения кампании будут одинаковыми для всех, если выборы будут честными, мы вполне можем получить в целом по стране порядка 25%. Но, честно говоря, мы заинтересованы не столько в цифре. Мы хотим, чтобы число наших мандатов позволяло оказывать большее влияние на проводимую в стране политику. Нам важно добиться качественного изменения ситуации.

- Ввиду думских выборов – какие, на ваш взгляд, самые сильные\слабые стороны КПРФ? Чего сейчас не хватает партии для успеха? Если говорить о финансовой стороне избирательной кампании – как вы думаете, введенный партмаксимум решит проблему нехватки средств в партийной кассе или все же вы планируете привлечь к выборам сочувствующих политической программе КПРФ спонсоров, бизнесменов?

- Вы знаете, наша сильная сторона и наш главный «спонсор» – это вера и надежда людей России в лучшую жизнь. Более того, - их убежденность, что КПРФ может осуществить эти изменения. А раз так, то финансовые вопросы не являются определяющими. Деньги не могут противостоять убеждениям. Я математик и легко могу доказать, что это не пафос. Ведь если посмотреть соотношение средств, затраченных на проведение региональных кампаний разными партиями, то у нас – самые эффективные кампании. Средств мы тратим в десятки раз меньше, чем все остальные, а по количеству мандатов идем вслед за «Единой Россией». Сейчас у нас три источника дохода – взносы членов партии, перечисления посильных средств от сторонников – физических лиц - на наш счет, а также государственные средства, которые выделяются партиям, которые имеют фракции в Государственной Думе.

Что касается партмаксимума – то его введение хорошо просчитано и увеличит наш бюджет чуть ли не на половину. По крайней мере, такие случаи уже есть. Например, в Московской организации – четыре депутата МГД сформировали чуть ли не половину бюджета всей организации. Это и крайне важный дисциплинирующий момент. Совсем другая атмосфера, когда депутаты по-товарищески отдают существенную часть зарплаты в общую копилку. Они такие же члены партии, как и все. Это нормально. Это видит актив, это знают сторонники партии. Это показывает, что мы – не чиновники.

Возвращаясь к теме бизнеса, скажу лишь одно. Мы можем принять такую помощь, но только с учетом двух условий. Это должны быть представители малого и среднего бизнеса, а не олигархических структур. Это должны быть наши сторонники. Так как «условий» от кого бы то ни было, мы не примем. Любая помощь должна быть добровольной и идти на благо дела.

Что касается слабых сторон, то она у нас по большому счету одна: отсутствие доступа к телевидению. Понимаете, нам не нужны «сюжеты о нас» - 15-20 секунд ироничных репортажей. Нам нужен канал массовой коммуникации. А сила наша в том, что мы единственная – настоящая партия. Партия, сформированная снизу, созданная простыми людьми. Это делает нас устойчивыми к любым изменениям.

- Помимо предстоящей жесткой конкуренции со стороны пытающейся захватить левый фланг «Справедливой России», какие трудности вы предвидите во время избирательной кампании, в период самих выборов? Ожидаете ли вы каких-то подвохов со стороны конкурентов?

- После того потока клеветы на нашу партию, который был в 2003 году – подвоха мы ждем всегда. Правда, ждем не «пассивно», а готовы сразу же нанести ответный удар, принять меры. Пример тому – Дагестан, где нас пытались снять на региональных выборах, но ЦК отреагировал, - и избирательное объединение восстановили. Надо уметь отстаивать себя, когда ты прав. Мы этому научились. Хорошо подготовлены юридические службы. Хорошо скоординирована цепочка информирования. Единственное, вы преувеличиваете значение «Справедливой России». Жесткой конкуренции не будет. Они наш оппонент, но не конкурент. Был проведен опрос всероссийский, так вот «Справедливую Россию» даже не считают за оппозицию. Так что, сколько бы Сергей Миронов ни бушевал – его «липа» слишком очевидна. Он пока работает в режиме выполнения «плана заявлений», написанных его пиарщиками на полгода вперед, но по-настоящему веселая жизнь у него будет, когда мы встретимся на дебатах.

- Как вы можете прокомментировать «объединительные потуги» Сергея Миронова, предрекающего отток в «Справедливую Россию» известных представителей Компартии?

- Прокомментировать могу легко и коротко: это блеф. Причем блеф не тонкий, не красивый. Он же никогда не сможет этого мало-мальски доказать. Ну нет коммунистов, которые перешли к нему. Нет. Ну, видимо, пока ему нравится говорить так, что будто бы есть. Возможно, это способ такой молиться. Сложно сказать. Понимаете, у нас в партии люди то закаленные. Мало, произнести слова «справедливость» и «социализм», чтобы из нашей партии побежали в другую организацию. Надо как-то доказать свою состоятельность долгими годами работы, борьбы. Доверие нужно. А доверять человеку, который вдруг становится «социалистом» под выборы, а другой рукой продолжает штамповать антисоциалку, скупает всю желтую прессу и наяривает там со своей рекламой, тратит колоссальные деньги на выборы, – очень тяжело. Это не просто не вызывает доверия, а вызывает большие подозрения.

Да, у него, возможно, будут в списках какие-то лица, которые когда-то были в КПРФ. Но они уже давно не с нами. И очень хорошо, что мы с ними очень своевременно расстались. Они за последние годы сменили уже столько партий ради того, чтобы только быть избранными, что сожалений у нас нет. Так что у Миронова будет блок марионеток и вертихвостов. А в таком составе его партия долго не протянет.

- На днях лидеры оппозиционной коалиции «Другая Россия» заявили, что осенью к ним примкнут видные представители КПРФ, «Яблока», СПС… Как вы считаете, учитывая тот факт, что с «Другой Россией» сейчас активно сотрудничают такие известные в партии люди как Елена Лукьянова, депутат Алексей Кондауров, то насколько реалистичны эти заявления?

- Вы знаете, тут надо понять, что входит в определение «видные представители». Видными некоторых людей делают СМИ. Но это никак, никем и ни на что не уполномоченные представители. У нас в партии есть общая линия по поводу «Другой России». Нам с ними не по пути. Эта та сила, которая льет воду на западную мельницу. А КПРФ – внутрироссийская оппозиция. Это значит, что как бы жестко мы не боролись с властью внутри страны, мы никогда не будем действовать против репутации Россия в мире, ее национальных интересов. Так что всем «видным представителям» придется определяться.

На сегодняшний день я остроты проблемы не вижу. Да, у нас есть ряд членов партии, которые ведут постоянные консультации с этими структурами. Мы об этом знаем. Определенной черты они не переходят. И не стоит ее переходить. Ведь знаете, в основном это амбиции. Тот же Милосердов. Человек просто искал возможность прозвучать. Но наша партия не рекламное агентство, тут работать нужно. А со временем все становится на свои места. Вспыхнувшие громкие проекты тонут, КПРФ остается, - и все «видные представители» задумываются, не погорячились ли они. Но бывает, что уже поздно.

- Как известно, помимо «эсеров» сейчас активно пытается эксплуатировать левые лозунги и Союз правых сил (СПС) – готовите ли вы какие-то контрпропагандистские меры против своих политических конкурентов – «эсеров», «правых»?

- Ничего специального готовить не будем. СПС не того калибра оппонент, чтобы мы имели возможность тратить на это силы. Главной темой нашей кампании будет не противостояние с кем-либо, а мы сами, наша позитивная программа. Наша команда. У нас есть содержание кампании: конкретные предложения и инициативы. У нас есть форма: будет стильный, творческий подход к агитационной продукции. И наша задача – суметь это распространить среди людей. Попытаться расширить круг наших сторонников. На региональных выборах именно это принесло успех. Так что залог успеха – не рассказывать, почему кто-то плохой, а быть лучше.

- Несколько слов об основной агитационной стратегии КПРФ на федеральных выборах… Ваша стратегия агитации - от двери к двери или вы планируете привлекать к себе внимание избирателей проведением масштабных протестных мероприятий?

- Должна быть гармония. От «двери к двери» это не доминирующая технология, а одна из важных форм работы. Но сегодня не в любой подъезд можно попасть. Хотя после проведения Народного референдума задача во многом упростилась. Создана информационная база адресов наших сторонников, которые теперь будут мобилизованы на работу по месту жительства в качестве временных партагитаторов. Используется и метод рассылки газеты – мы выпускаем специальный выпуск «Правды» большим тиражом. Используем агитационные пикеты в местах массовых скоплений людей, телефонные обзвоны. Естественно, будут и протестные акции.

Темы тут подскажет ход политического процесса. Самая важная: рост цен по всем направлениям, начиная с хлеба и заканчивая всем остальным. Но это техника. Главное - с чем мы идем. Наша главная задача отличается от тех, что ставят перед собой другие партии. Нам не надо доказывать, что «мы есть». Не надо доказывать, что мы выполним обещания. Нам твердо верят. Нам нужно только одно – выглядеть свежее. Свежее и созидательнее. Это нам по силам. Кадровый состав обновляется, в регионах – очень активно. Агитационный почерк – тоже новый. Ну, а пакет, в котором будет наш отчет и план будущих инициатив, мы сформируем и покажем. В этом смысле сейчас активизирована и работа над программой партии. Всем региональным фракциям поставлена задача – инициировать законы, а не просто работать на трибуне.

- Определились ли вы с составом региональных списков? Существует хотя бы в черновике подготовленный федеральный список КПРФ – кто его возглавит, кто войдет в первую пятерку? Когда ЦК КПРФ окончательно определиться с федеральным списком? По какому принципу будут формироваться ваши предвыборные списки? Найдется ли там место для молодежи?

- Определить окончательно мы сможет только тогда, когда будет получена финальная нарезка округов от ЦИК. Но основная база, конечно, есть. Это рабочий вариант, в который ежедневно вносятся коррективы. Центрального списка больше по закону нет, есть только федеральная тройка. У нас уже обозначены девять кандидатур, имеющие шансы попасть на эти три места. Сейчас по всей партии идут своеобразные праймериз. В самых разных формах региональные организации активно обсуждают предложенные кандидатуры. Говорить о каких-либо итогах, даже предварительных, пока очень рано. Обсуждение продлится до середины августа. И на сегодняшний день шансы у всех остаются одинаковыми. Сказать можно лишь о том, что в ходе обсуждения, помимо Геннадия Зюганова, некоторое заметное преимущество действительно имеет Жорес Алферов. Остальные кандидатуры – Светлана Савицкая, Виктор Илюхин, Николай Харитонов, Николай Губенко, Владимир Бортко, Владимир Кашин, Иван Мельников, - идут довольно плотной группой.

Только во второй половине августа будет обработан массив накопленной информации, аргументации и появятся три-четыре черновых варианта, из которых и будут впоследствии отобраны один или два, которые Президиум предложит сентябрьскому Пленуму ЦК, а затем и Съезду партии для окончательного решения путем тайного голосования. Что касается региональных троек, то все озвученные в ряде регионов лидеры списков – это рабочие варианты. Во-первых, их еще должен утвердить съезд. Во-вторых, состав федеральной тройки может внести свои коррективы. Молодежь будет представлена обязательно. Не имею права сейчас раскрывать фамилии, но могу вас уверить: средний возраст списка КПРФ на 2007 год будут моложе списка -2003.

- Многие партии на предстоящих выборах делают ставку на узнаваемые лица: спортсменов, актеров, космонавтов. Как у вас с этим обстоят дела? Хватит ли КПРФ «звезд» для победы?

- В отличие от других мы не гонимся за «фамилиями». Все известные люди, которые с нами, – они наши товарищи, сторонники. Они могут придти в аудиторию и аргументировано ответить на любой вопрос по существу. Всех этих людей объединяют две вещи. Первое - стремление к уникальной победе и ее достижению. Будь то открытие в науке, олимпийские победы, полет в космос или что-либо еще. Второе – последовательность. Никто не прыгал из партии в партию ради того, чтобы попасть в депутатское кресло. Если говорить о фамилиях, то это, например, Нобелевский лауреат Жорес Алферов, который начиная с этого года уже позиционирует себя не только как ученый, но и как публичная политическая фигура федерального масштаба. Он давно с нами, но в таком качестве, пожалуй, впервые.

С нами и легендарная плеяда космонавтов-политиков: например, дважды герои Советского Союза Светлана Савицкая и Виталий Севастьянов. Здесь и Николай Харитонов, который занял второе место на выборах президента в 2004 году, а недавно покинул ряды ставшей прокремлевской Аграрной партии ради того, чтобы работать только вместе с реальной и сильной оппозицией – с КПРФ. С партией и известные режиссеры Николай Губенко и Владимир Бортко. Эффективность их работы в кампаниях подтверждена на региональных выборах. Оба хорошо владеют мастерством объяснить сущность нынешней власти в образах, дать оценку с точки зрения русской культуры с ее классическим пониманием общественных и человеческих ценностей. Здесь же спортсмены, например, шестикратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Любовь Егорова.

Много разговоров сейчас о лидерах трех государств – Кубы, Венесуэлы и Белоруссии. Я делал заявление, что Фидель Кастро, Уго Чавес и Александр Лукашенко будут символами нашей кампании. Это правда. Их образы неразрывно связываются в сознании избирателя только с КПРФ, и своей успешной практической деятельностью они доказывают состоятельность нашей политической и экономической платформы. Не нарушая закон, мы будем прибегать к их образам. Кстати, Лукашенко уже официально благословил это. И зря кто-то иронизирует на этот счет. Придирается к юридическим аспектам. Это очень мощный ресурс, если умно его использовать.

Петр Дерябин
Популярное