Статьи

«Другая Россия» сыграла роль пылесоса

14 июня 2007 11:54

В подзатянувшейся комедии «Другой России», похоже, что можно ставить жирную точку. Маргинальная оппозиция, так и не сумевшая стать реальной политической силой, окончательно выдохлась: проведение «маршей несогласных» спешно сворачивается, да и сама коалиция трещит по швам. Вместе с тем, стоит признать, что в политической жизни страны «Другая Россия» все же сыграла и положительную роль, став этаким пылесосом, всасывающим в себя самых ущербных политиков из системной оппозиции.

Минувший московский «марш несогласных», безусловно, стал апофеозом политической никчемности «Другой России». Около 800 человек, включая журналистов и представителей правоохранительных органов, тупо оккупировали отведенный им властями города небольшой загончик - Новопушкинский сквер. Прозвучавшие ранее провокационные обещания лидеров коалиции провести после митинга несанкционированное шествие по Тверской улице, на деле оказались пустой болтовней.

Видимо, и власти, наконец-то, прочухали, что «Другая Россия», ничего из себя не представляет, и поэтому не заслуживает вообще никакого внимания. Поэтому и милиции в этот раз было на целый порядок меньше, чем во время прошлого марша, как известно, закончившегося ожесточенными потасовками манифестантов с органами правопорядка.

В добавок ко всему митинг с участием Каспарова, Лимонова, Шендеровича и Удальцова – напомним, Касьянов отказался участвовать в «маршах несогласных» - закончился громким скандалом: лидер нацболов наотрез отказался стоять на одной трибуне с известной либералкой Машей Гайдар. Не пустив ее к микрофону, Лимонов, считающий именно себя главным на этом празднике жизни, моментально разругал всю «Другую Россию» с многочисленными представителями молодого поколения «демшизы».

Как известно, двумя днями ранее «марш несогласных», приуроченный к Международному экономическому форуму, прошел и в северной столице - Петербурге. Как и в Москве – результат нулевой. Порядка 600 человек, словно стадо баранов, собралось у БКЗ «Октябрьский» и промаршировало до располагающегося недалеко от Таврического дворца музея Суворова. Покричав около часа, «несогласные», лишенные властями любых возможностей для провокаций (акция была санкционирована мэрией), разъехались по домам и гостиницам.

Однако надо признать, что в минувшие выходные несогласные, проведя шествие в Санкт-Петербурге, митинги в Москве, в Мурманске и Екатеринбурге, все же поставили рекорд по числу протестных акций. Однако если в обеих столицах счет манифестантов все же шел на сотни человек, то в Мурманске и Екатеринбурге – лишь на десятки. Так, во вторник в Мурманске митинг "Другой России", собрал от силы 20-35 человек и закончился буквально за 30 минут. В День России 12 июня «другороссы» осчастливили своим митингом и Екатеринбург. Около 20 человек с флагами и плакатами собрались у городского Главпочтамта.

Вместе с тем, оценивая итоги протестной деятельности оппозиционного альянса, становится ясно, что к началу лета протестная активность «Другой России» себя окончательно исчерпала. Так, если на «марш» в декабре 2006 года в Москве им удалось вывести порядка двух тысяч человек, 3 марта в Санкт-Петербурге – около тысячи человек, то уже в Нижнем Новгороде 24 марта протестовать на площадь вышло около 30 человек, которые были разогнаны сотрудниками милиции.

Напомним, 14 апреля в столице на несанкционированный «марш» от Пушкинской площади удалось вывести от 600 до 800 человек. 15 апреля в Санкт-Петербурге санкционированный митинг собрал уже лишь 500 человек. Уже следующий «марш», прошедший 21 апреля в Саратове, остался практически незамеченным  – на него вышел один (!) человек – его организатор, руководитель местного отделения «Российского народно-демократического союза» Александр Рябов.

«Марш несогласных» в Самаре, приуроченный к саммиту Россия-ЕС, был крайне важен для организаторов. Однако в отсутствии «московского десанта», который был задержан в аэропорту Шереметьево, а также в условиях задержания помощника Гарри Каспарова с крупной суммой денег наличными, местные «несогласные» смогли вывести на улицу лишь 30 человек. Последовавшие за этим марши в Челябинске (19 мая) и в Воронеже (29 мая) также не отличались многочисленностью – каждый собрал порядка 30 - 50 человек.

В связи с постепенным отказом «другороссов» от уличной активности, многим даже показалось, что  заявившему о своих президентских амбициях лидеру Народного-демократического союза экс-премьеру Михаилу Касьянова все же удалось в оппозиционном альянсе взять власть в свои руки. Каспаров с Лимоновым, как видно, были вынуждены подчиниться пожеланию Михаила Касьянова, считающего регулярное проведение т.н. «маршей несогласных» неэффективным.

Впрочем, если немного дистанцироваться от постепенно сходящей на нет политической активности «другороссов», оппозиционному движению все же нужно воздать должное. В политической жизни страны «Другая Россия» сыграла и свою положительную роль - этакую роль магнита, или лучше сказать, пылесоса, втянувшего в себя всех самых неказистых политиков из т.н. системной оппозиции.

Несмотря на то, что отчаянные попытки лидеров «Другой России» подтянуть к себе как праволиберальные, так и левые оппозиционные партии, закончились полным фиаско, заманчивыми посулами лидера ОГФ все же соблазнилось несколько амбициозных и, явно, неспособных к яркой политической деятельности в рамках своих собственных политических структур политиков.

Среди них, к примеру, оказались не имеющие политического будущего руководитель питерского отделения «Яблока» Максим Резник, московские «яблочники» Алексей Навальный, Андрей Пионтковский, несколько представителей московского отделения СПС. А также несколько членов КПРФ: дочь Анатолия Лукьянова член Компартии Елена Лукьянова и помощник зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова, известный, прежде всего,  своими провокаторскими способностями оголтелый националист Петр Милосердов.

Другое дело, что все, кто сделал ставку на «Другую Россию погорел, и теперь едва ли может рассчитывать на попадание или в отдельных случаях на возвращение в круг политической элиты. Играя в игры маргиналов, связавшись с уличными хулиганами, согласитесь, трудно оставаться в обойме политиков, сохраняющих симпатии своих избирателей, да и уважение своих соратников по партии, поставленных в двусмысленное положение.
 
Даже экс-премьер Михаил Касьянов, казалось бы, чиновник категории «А», связав свою судьбу с такими радикалами как Каспаров, Анпилов или Лимонов вряд ли теперь сумеет набрать достаточный электоральный вес, чтобы не выглядеть посмешищем на выборах президента в 2008 году. Набрав свои законные 2%, он навсегда останется в истории страны этаким политиком-лузером, которого будут вспоминать лишь в связи со  скандальной «дачной историей».

Петр Алексеев

Петр Дерябин