Статьи

Протестная активность «Другой России» сошла на нет

08 июня 2007 09:26

На днях один из лидеров «Другой России» Гарри Каспаров заявил, что в этом политическом сезоне «марши несогласных», запланированные на выходные в Санкт-Петербурге и Москве, будут последними. Между тем, нельзя исключать, что тайм-аут, взятый радикальной оппозицией на лето, вообще когда-нибудь закончится. Речь, скорее, идет о прекращении политической деятельности «Другой России» как таковой.

Как сообщил на днях журналистам Гарри Каспаров, организаторы "маршей несогласных" после их проведения 9 июня в Санкт-Петербурге и 11 июня в Москве собираются взять паузу. "Мы хотели бы взять летний тайм-аут и подготовиться к осени", - сказал, в частности, лидер Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Гарри Каспаров.

Между тем, заявление, прозвучавшее накануне, казалось бы, серьезных протестных акций, многие расценили как окончательный отказ от стратегии проведения уличных «маршей несогласных». Тем более что Каспаров лишь повторил ранее высказанные Ириной Хакамадой (во время «марша в Москве 14 апреля 2007), позже Михаилом Касьяновым во время поездки в Питер мысль – что нужно прекращать проведения несанкционированных шествий, а марши проводить не чаще раза в месяц и санкционированные.

Однако, анализируя итоги протестной деятельности оппозиционного альянса, куда в июне прошлого года вошли экс-премьер Михаил Касьянов, лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров и писатель Эдуард Лимонов, становится очевидным, что к началу лету протестная активность «Другой России» себя окончательно исчерпала. Так, если на «марш» в декабре 2006 года в Москве им удалось вывести порядка двух тысяч человек, 3 марта в Санкт-Петербурге – около тысячи человек, то уже в Нижнем Новгороде 24 марта протестовать на площадь вышло около 30 человек, которые были разогнаны сотрудниками милиции.

Напомним, 14 апреля в столице на несанкционированный «марш» от Пушкинской площади удалось вывести от 600 до 800 человек. 15 апреля в Санкт-Петербурге санкционированный митинг собрал уже лишь 500 человек.Уже следующий «марш», прошедший 21 апреля в Саратове, остался практически неизвестен – на него вышел один (!) человек – его организатор, руководитель местного отделения «Российского народно-демократического союза» Александр Рябов.

«Марш несогласных» в Самаре, приуроченный к саммиту Россия-ЕС, был крайне важен для организаторов. Однако, в отсутствии «московского десанта», который был задержан в аэропорту Шереметьево, а также в условиях задержания помощника Гарри Каспарова с крупной суммой денег наличными, местные «несогласные» смогли вывести на улицу лишь 30 человек. Последовавшие за этим марши в Челябинске (19 мая) и в Воронеже (29 мая) также не отличались многочисленностью – каждый собрал порядка 30 - 50 человек.

Кроме того, есть серьезные подозрения, что и грядущий московский и питерский марши пройдут тихо-смирно при небольшом скоплении людей.

Можно констатировать полный провал уличной активности «Другой России», судя по заявлениям Гарри Каспарова, приведший к окончательному отказу от «маршевой» активности «несогласных». При этом, неожиданная смена тактики накануне очередного форума оппозиционной коалиции, создававшейся при посредничестве целого ряда российских политиков и западных дипломатов, свидетельствует либо о переделе власти в «Другой России», либо об окончательном сворачивании политической деятельности, по крайней мере, в прежнем формате и составе.

Судя по вему, недавно заявившему о своих президентских амбициях лидеру Народного-демократического союза экс-премьеру Михаилу Касьянова все же удалось в оппозиционном альянсе «Другая Россия» взять власть в свои руки. Довольно харизматичный Каспаров, как видно, вынужден подчиниться пожеланию Михаила Касьянова, считающего регулярное проведение т.н. «маршей несогласных» неэффективным.

Однако конфликт между Касьяновым и Каспаровым не исчерпывался лишь разногласиями по поводу тактики оппозиционного движения. Касьянов с Каспаровым, как известно, не смогли договориться и о процедуре выдвижения «единого демократического кандидата в президенты». Если Касьянов считает именно себя «единым кандидатом», то Каспаров, ранее подержавший выдвижение Виктора Геращенко, считает, что у либеральной оппозиции должно быть несколько кандидатов.

Таким образом, если раньше казалось, что «Другая Россия» все же дотянет хотя бы до середины лета и благополучно почит во время своего июльского форума, то теперь, похоже, эта иллюзия развеялись окончательно.

Петр Дерябин