Статьи

Николай Сванидзе: "Как будет встречено наше предложение? Думаю, что оппозиционеры будут недовольны"

07 июня 2007 08:49

В интервью "Электорату.Инфо" известный телеведущий, член Общественной палаты Николай Сванидзе рассуждает о том, как обеспечить всем без исключения субъектам общественно-политического процесса равные права.

- В нынешней ситуации получается, что все хотят митинговать на Пушкинской площади или на площади Маяковского. Отказать им нельзя, это нарушение закона. Однако в данном случае согласие нарушает жизнь города. И не просто нарушает, а даже парализует его. И что в этом случае делать немитингующим? Проблемы возникают и у жителей близлежащих домов, и у туристов, осматривающих достопримечательности Центра столицы, и у автомобилистов, и у других категорий граждан. Получается, что обеспечение прав одних приводит к нарушению прав других.

Сейчас у нас действует уведомительный порядок проведения акций, и это во многом правильно. Однако все понимают это так: где хочу, там и митингую. И их совершенно не волнует, кому и какие неудобства доставит эта акция. То есть если группа граждан хочет митинговать в каком-то определенном месте, то отказать им не могут – это будет противозаконным. Это, в свою очередь, ущемляет права других граждан и вызывает раздражение в отношении митингующих.

А ведь Конституция охраняет права всех граждан и не допускает привилегий в этом отношении. Ссылаясь на это, власть может отказать в проведении мероприятия. Что тоже законно, потому что власти не только должны обеспечивать права и свободы граждан, но и  делать все возможное, чтобы это не ущемляло права других. И тут возникает некий замкнутый круг. Права одних ущемляют права других. Однако выход в таких ситуациях есть всегда, надо только хотеть его видеть и уметь уважать права других людей. Мы искали и, похоже, нашли решение. Необходимо, чтобы для массовых акций были установлены специальные места.

В конце мая Общественная палата приняла обращение к Госдуме и Мосгордуме. В нем, во-первых, подчеркивается, что каждая партия и каждое общественно-политическое или общественное движение имеет конституционное право на митинги и демонстрации в любое время. И все без исключения субъекты общественно-политического процесса в этом отношении должны иметь равное право. Разумеется, если то, что они делают и к чему призывают, не противоречит Конституции. Во-вторых, мы обратили внимание федеральных и столичных законодателей на то, что при этом надо соблюдать права всех остальных граждан.

Если все будут демонстрировать свою позицию в людных местах города, то это действительно будет раздражать жителей, мешать проезду транспорта и т.д. Поэтому мы предложили выделить какие-то места на постоянной основе. Естественно, не в лесу под Москвой. В столице много достаточно популярных мест, где бы массовые мероприятия не мешали функционированию городской инфраструктуры. Такое решение поможет снять многие конфликты. В нашем обращении речь идет о Москве. Но, думаю, эта идея может быть распространена и на другие крупные города страны.

Что предлагается. Для митингов будут отведены специальные места – популярные, доступные для массового посещения, удобные в территориальном смысле и не перекрывающие основные магистрали города. И все будут проводить свои акции там – правые, левые, центристы, экологи и так далее. «Молодая гвардия» - «Старая гвардия», «Наши» - «Не-наши». Это абсолютно не играет никакой роли. Для всех условия будут абсолютно одинаковыми. Есть еще немало плюсов. Например, в новом месте можно продумать все нюансы для журналистов, чтобы они смогли в полном объеме осветить мероприятие – создать выигрышные площадки для телекамер, обеспечить хороший звук и так далее.

Как будет встречено наше предложение? Думаю, что оппозиционеры будут недовольны. И это станет для них поводом еще раз пошуметь и напомнить о себе. Они попытаются представить наше предложение как попытку властного давления. Однако позже они сами придут к выводу, что это все же в их интересах. Ведь уже не будет никаких поводов отказывать им в проведении мероприятий.

Другое дело, что тогда оппозиция во многом потеряет возможность говорить о своем конфликте с властью. Ведь зачастую отказ в проведении акций – это и есть, по сути, основной броский конфликт. Сейчас у них есть возможность говорить, что их прессуют, не давая пройти Маршем по Тверской. Если же для таких массовых мероприятий установят определенные места, тогда говорить уже будет не о чем: не будет никаких отказов. От этого выиграют все – и митингующие, и остальные граждане. Выиграет все общество в целом, потому, что это будет способствовать разрешению подобного рода конфликтов еще до их возникновения. Поэтому выиграют от этого все, все общество в целом.

Петр Дерябин