Статьи

Андрей Пржездомский: «Марш несогласных» в Воронеже - это попахивает провокацией»

28 мая 2007 12:38

Наблюдатели не исключают, что к завтрашней протестной акции «Другой России» присоединяться не только студенты, которым уже пообещали щедрый гонорар за участие в «марше несогласных», но и многочисленные националистические группировки.

После последних провалов «Другой России» в регионах – к примеру, на марш в Самаре вышло всего лишь  30 «несогласных» - руководство оппозиционного альянса намерено вернуться к отработке т.н. «национал-оранжистской» стратегии. Именно поэтому «Марш несогласных» в Воронеже, скорее всего, пройдет под лозунгами праворадикальных националистических группировок: «Воронеж – русский город», «Кремль будет русским», «Россия – все, остальное ничто».

Надо заметить, что многонациональный и студенческий Воронеж выбран организаторами марша неслучайно: город известен, прежде всего, своими межнациональными конфликтами. Расчет "Другой России", выступающей сейчас под националистическими флагами, подтянуть к своей акции многочисленных националистов и радикалов, с которыми, как видно по прошлым акциям, «другороссы» пытаются активно сотрудничать.

Этим же объясняется и тот факт, что в последнее время активисты «Другой России» вели массированную пропаганду «марша несогласных» именно в многочисленных общежитиях Воронежа. А чтобы очередное мероприятие «Другой России», в котором, как ожидается, примут участие и лидеры «несогласных» Гарри Каспаров и Эдуард Лимонов, не превратилось в очередную профонацию - так как это уже неоднократно случалось во время протестных акций оппозиционной коалиции, руководством «Другой России» было решено щедро оплатить участие студентов в «марше».

Так, в целом ряде учебных заведений Воронежа – Медицинской, Технологической и Строительной академиях среди студентов распространяются листовки, призывающие молодежь прийти на завтрашний марш несогласных за солидный по меркам небогатого городка гонорар – 10 долларов США.

К чему приведет слияние «другороссов» с националистами, тем более в городе, где и так не все в порядка в плане межнациональных отношений? Почему именно Воронеж был выбран местом для проведения «Марша несогласных»? На эти и другие вопросы «Электорату.Инфо» отвечает член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Андрей Пржездомский.

- Во-первых, я считаю, что надо деликатно относиться к месту проведения любых публичных мероприятий, особенно если учитывать, проходившие в Воронеже серьезные события, которые недавно всколыхнули всю страну. Откровенно говоря, это попахивает провокацией.

Я не знаю глубокую подоплеку, почему приняли такое решение, я считаю, что это абсолютно неправильно и прежде чем принимать такого рода решения, надо подумать о последствиях. Что касается смычки двух на первый взгляд не очень союзных с точки зрения идеологии сил, в общем-то в истории это бывает неоднократно, когда они становятся попутчиками для решения какой-то конкретной политической задачи. Но мне кажется, в любом случае, если какая-то политическая сила, преследую идеологические цели, объединяется с экстремистами, то это не может не бросить на нее тень и усомниться в ее демократических воззрениях.

Почему был выбран именно Воронеж? Я думаю, смысл только один – дестабилизация обстановки и создание какой-то дополнительной напряженности. А приведет ли это к тяжелым последствиям, это зависит от того, насколько органы правопорядка смогут держать ситуацию под контролем и насколько хватит благоразумия организаторам и участникам не довести это до конфликта.

- Когда стартовал новый оппозиционный проект – «Другая Россия», там присутствовали и некоторые западные дипломаты. Как бы отнеслись на Западе, если бы узнали, что та самая либеральная, казалось бы, респектабельная оппозиция  стала превращаться в националистическую структуру?

- На Западе я почти с трудом представляю подобные метаморфозы, но если бы это произошло, реакция была бы самая жесткая, и как со стороны заявления властей, так и со стороны правоохранительных органов.  

Петр Дерябин