Едва ли был прав лидер «Яблока» Григория Явлинский, назвавший выдвижение Виктора Геращенко в качестве кандидата в президенты «шуткой». Недавнее заявление бывшего главы Центробанка и руководителя НК «ЮКОС», решившего стать «единым представителем от оппозиции», на сто процентов ложиться в сценарий «цветной» революции», за реализацию которого выступают и «Другая Россия», и Запад, и известный кукловод Борис Березовский, и лишившиеся былого всевластья Ходорковский с Невзлиным.
Если вспомнить печальный опыт Украины - для реализации сценария по демонтажу любого легитимного режима нужен, прежде всего, масштабный политический кризис, спровоцированный системным оппозиционным политиком, проигравшим на выборах и несистемная радикально настроенная оппозиция, готовая стать майданной массовкой в случае «сфальсифицированного» проигрыша своего кандидата.
А, ведь, ни Касьянов, ни уж тем более Каспаров так и не смогли пробиться в ранг «системной оппозиции» и набрать себе достаточное количество политических дивидентов для полноценного участия в президентской кампании – наравне с "преемником". И в этом плане кандидатура довольно известного в бомонде Геращенко, человека ЮКОСА, становится оптимальной.
Ясно, что он, как ни крути, не может рассчитывать на сколько-нибудь серьезный успех на предстоящих выборах. И поэтому, намереваясь участвовать в предстоящих выборах, он, чей рейтинг балансируют на уровне статистической погрешности не намерен опираться на какой бы то ни было электорат. Очевидно, что в данном случае важнее само участие – а заявить, что президентские выборы были сфальсифицированы «тоталитарным режимом» можно даже набрав какие-то 3-4% голосов поддержки.
Напомним, что свое решение баллотироваться в президенты, казалось бы, дезориентирующее всю либеральную оппозицию, - до недавнего времени единым претендентом на этот пост был экс-премьер Касьянов - Геращенко объяснил довольно пространно – «бардаком, который происходит в социальной и экономической сфере» в стране. «Как кандидат я для оппозиции нейтральней, чем любой представитель любой партии», - обосновал глава нефтяной компании ЮКОС журналистам основную причину, по которой именно его и должна поддерживать вся российская оппозиция.
Геращенко выдвигается в президенты уже не первый раз. Первая попытка и, надо признать, довольно неудачная, была предпринята им в 2004 году от блока «Родина». И хотя свой провал 2004 года, финансист объясняет «несерьезностью идеи» и банальной необходимостью повиноваться партийной дисциплине, похоже, что в этот раз его решение стать «единым кандидатом от демократической оппозиции» - довольно выверено.
Кстати говоря, оно уже поддержано и беглым российским олигархом Борисом Березовским, чья роль в «оранжевой революции» на Украине и поддержке Ющенко-Тимошенко всем известна. "Я финансирую тех, кто разделяют мою точку зрения о необходимости силового перехвата власти, суть которого может быть различна. Это и то, что произошло в Грузии, и то, что произошло на Украине. Причем, это не единственные примеры силового перехвата власти. Хотя сценарий может быть и другой", - заявил Борис Березовский в интервью "Национальному журналу", отвечая на вопрос о своём отношении к российской оппозиции.
При этом, по словам российского олигарха, он не доверяет лидерам "Другой России", финансируя её деятельность через доверенных лиц. "Я никогда не давал ни одной копейки "Маршу несогласных". Вернее - инициаторам этого движения", - пояснил он, добавив, что того, что происходит на "Маршах несогласных", "абсолютно недостаточно". По его мнению, "Касьянов и Каспаров - малоэффективны", поскольку "не причиняют вреда в борьбе с этим режимом", в то время как эффективен лишь "силовой перехват власти". "Заявление Виктора Геращенко (с которым я, к сожалению, последний раз общался очень давно) о его решении баллотироваться на пост президента России, подтверждает мою мысль о том, что даже среди чиновников высшего ранга созрело понимание необходимости смены режима", - отметил Березовский.
Надо заметить, что недвусмысленное заявление олигарха крайне любопытно и в свете раздирающих «Другую Россию» конфликтов, связанных с банальной борьбой за власть внутри оппозиционного альянса. Тем не менее, подобное объяснение, согласитесь, выглядело бы слишком плоским.
Решение же лидера «Объединенного гражданского фронта» сделать ставку именно на Геращенко, а не на Михаила Касьянова, похоже, является следствием признания экс-премьера - неэффективным политиком, неготовым участвовать в президентской кампании. В свою очередь, кандидатура Геращенко - близкого и к некоторым «околокремлевским кругам» и к бывшей советской номенклатуре, способного проводить свою кампанию «системно», не может не указывать на несколько ключевых моментов. С одной стороны, экс-финансист и человек Невзлина не желает становиться маргиналом (как это сделал Касьянов, войдя в каспаровско-лимоновскую коалицию), а с другой стороны – на то, что через его «кандидатуру от всей оппозиции» в реальную политику протаскивается и радикальная «Другая Россия», готовая по первому зову поставлять массовку для российского майдана. К примеру, спровоцированного заранее предрешенным проигрышем Геращенко на будущих выборах.
Петр Алексеев