Статьи

Контрафактная оппозиция

31 января 2007 12:59

Депутатам Госдумы в скором времени предстоит решить непростую задачу: кого же всё-таки считать настоящими оппозиционерами? Со своими проектами Закона об оппозиции выступили сразу две фракции: КПРФ и "Справедливая Россия" (бывшая "Родина").

Лидеры "Справедливой России" ещё в ноябре прошлого года заявили о своём намерении выступить с законодательной инициативой по поводу официального статуса оппозиции, но собирается вносить его на рассмотрение в Госдуму только в феврале. Коммунисты же, воспользовавшись этой заминкой "справедроссов", отправивших проект закона на согласование с Правительством РФ, опередили конкурентов, презентовав собственный проект закона "Об основных гарантиях оппозиционной деятельности" в последний день января.

То, что у "Справедливой России" и КПРФ совершенно разный взгляд на оппозицию - видно невооружённым взглядом. Если КПРФ, предпочитающая работе в пыльных кабинетах Госдумы активную уличную политику, как раз и отстаивает в с своём документе право на внепарламентскую оппозиционную деятельность (собрания, шествия, митинги и т.п.), то "Справедливая Россия" напротив, выступает против подобных мер ведения политической борьбы. Об этом было чётко заявлено лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым. "Не той оппозиции, которая собирается на митинги и кричит об антинародном правительстве, а той оппозиции, которая будет легитимными, законодательными мера отстаивать свое право на выработку другого пути развития нашей страны, другого уровня социальной защиты населения, будет обладать в том числе, и прежде всего в парламенте России соответствующими и правами и обязанностями", - заявил спикер Совфеда на одной из пресс-конференций.

Совершенно очевидно, что в качестве официальной оппозиции "Справедливая Россия" видит только себя, а данный закон является не более чем тактическим оружием в борьбе "справедроссов" с ближайшими политическими конкурентами - "Единой Россией" и КПРФ. В частности, согласно проекту закона, не смогут претендовать на статус официальной оппозиции партии, имеющие большинство в парламенте (что автоматически исключает "Единую Россию"), либо своих членов среди глав регионов (направляя в компанию к "единороссам" КПРФ, которая ещё может похвастаться некоторым наличием "красных" губернаторов). Что касается других партий, считающих себя оппозиционными, то они в качестве оных не рассматриваются вовсе, как избравшие основным средством своей деятельности митинги и шествия, а также не имеющие возможности "легитимными, законодательными мера отстаивать свое право на выработку другого пути развития нашей страны".

Выгоды партии Миронова после принятия их законопроекта очевидны. Во-первых, и в главных, "Справедливая Россия" получает единоличное право говорить легально от имени всей оппозиции. Таким образом, будет реализована задумка о создании двухпартийной системы - есть партия власти, а есть оппозиция. Что в этом случае произойдёт с остальными партиями и движениями, остаётся только догадываться. Не исключено, что часть внесистемной оппозиции почтёт за лучшее перебраться под крыло спикера Совета Федерации, остальных же ждёт полная ликвидация. Во-вторых, "Справедливая Россия" не намерена надолго задерживаться в статусе "оппозиционеров".

Поставив своей целью занять место "Единой России", разработчики оппозиционного законопроекта сделали акцент на том, что оппозиционная партия должна будет контролировать все, что делает правящая партия посредством запросов, проверок и т.д. Разумеется, в сегодняшнем своём состоянии, "Справедливая Россия" на предстоящих в этом году выборах в Госдуму, даже при самых благоприятных условиях, вряд ли сможет набрать более 15-20% голосов. Но при этом, обладая правом контроля партии, получившей большинство, партия Миронова уже на совершенно законных основаниях сможет продолжать заниматься тем, чем занимается сейчас - под флагом борьбы с коррупцией во власти вставлять палки в колёса всем инициативам партии большинства. Кто, при этом, будет контролировать официальную оппозицию на предмет коррумпированности, скромно умалчивается.

Коммунисты, впрочем, подобных глобальных перспектив не строят и, похоже, вполне будут удовлетворены правами оппозиционной партии на законное проведение митингов и шествий, а также на регулярный доступ к государственным СМИ. В качестве платы за лояльность власти коммунисты в своём законопроекте об оппозиции предлагают запретить участвовать в оппозиционной деятельности иностранцам и зарубежным организациям, а оставшиеся оппозиционеры не имеют право разжигать рознь и призывать к свержению строя. Безусловно, что в этом случае лидерам компартии придётся провести соответствующую работу среди своего актива, да и самим придётся отказаться от громких и боевых лозунгах о походе на Кремль. Зато, в этом случае, КПРФ избавляется от конкурентов в лице некоторых бывших парламентских партий либерального и демократического толка, которые постоянно отбиваются от обвинений в финансировании со стороны Запада, в том числе и от самого, пожалуй, главного раздражающего фактора - "Другой России", в поддержку которой выступали некоторые влиятельные западные политики, обещая ей финансовую помощь. Разумеется, придётся КПРФ отказаться и от какого-либо сотрудничества с такими радикальными организациями как НБП, АКМ, ДПНИ и т.п. Но, овчинка в данном случае выделки стоит.

По сути, что один, что другой законопроект преследуют одну и ту же цель: получить как можно больше выгод для своей партии и попробовать утопить конкурента. По крайней мере ни КПРФ, ни "Справедливая Россия" пока не планируют каких-либо переговоров о совместной работе при выработке единого закона. Тон сообщений на официальном сайте КПРФ относительно законопроекта "Справедливой России" не отличается благожелательностью. "Справедроссы", в свою очередь, также не остаются в долгу. Комментируя инициативу своих коллег по оппозиционному полю, птенцы гнезда Миронова заранее ставят КПРФ на место, отводя им роль нерадивых школьников. "Если от предложения коммунистов будет польза, партия поддержит, а если закон не очень добротный, то будут поправки или своя версия", цитируют "Ведомости" слова секретаря политбюро "Справедливой России" Николая Левичева.

Уже сейчас некоторые зубоскалы предлагают делать ставки на то, кто же возьмёт верх: то ли "Справедливая Россия", выступающая в роли единственной партии, способной стать послушной оппозицией, то ли КПРФ, приносящая в жертву главных раздражителей в лице ДПНИ и "Другой России". Хотя, не исключён третий вариант, при котором президент или правительство, учтя интересы обеих сторон, предложат свой вариант закона об оппозиции, не поддержать который будет уже невозможно.

Михаил Берлянд

Петр Дерябин