Навязчивые слухи о подключении к проверке политических партий в рамках нового законодательства силовых ведомств не дают покоя многим. Сегодня они добрели до Госдумы.
Сегодняшнее пленарное заседание Госдумы было богато на сюрпризы. Сначала Жириновский и компания устроили боксёрский поединок, а потом депутат от фракции КПРФ Виктор Тюлькин решил выдвинуть на обсуждение вопрос, который без сомнения волнует многих. Он предложил поручить ряду профильных комитетов запросить информацию от Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ "в связи с появившимися в печати сообщениями о якобы подписанном между этими ведомствами соглашения о планируемых тотальных проверках российских политических партий" в связи с выборами в Госдуму 2007 года и новыми требованиями закона "О политических партиях".
Слухи о том, что данные ведомства будут осуществлять проверки появились после того, как об этом рассказал представитель Минюста на конференции партии "Народная воля" в Москве. Согласно данному заявлению, проверки начнут осуществляться с 1 января 2006 года, когда вступит в силу закон, повышающий порог численности партий с 10 до 50 тысяч человек. Теперь Минюст будет не только контролировать численность членов партии и выявлять «мёртвых душ», но и получит поддержку в лице силовых ведомств для бесед с рядовыми членами партии.
Содержание этих бесед будет касаться выяснением того, знают ли партийцы программные и уставные документы, а также другие тем, из которых чиновниками и будет сделан вывод о том, действительно ил человек состоит в партии. Для того же, чтобы никто не упрекал в незаконности действия Минюст, ему на помощь придут коллеги из ФСБ и МВД.
Правда в этом случае возникает ряд вопросов. Во-первых, неужели чиновники будут сами досконально изучать программные документы, которые, к слову сказать, в целом похожи. Да и сами члены любой из политических партий, откровенно говоря, не блистают знанием программы и устава. Так что если начать проводить проверку сейчас, то уверен, в России не останется ни одной зарегистрированной партии. Во-вторых, это противоречит не только целому перечню положений Конституции. Так, подобные опросы рядовых членов партий будут означать вторжение в частную жизнь человека без его согласия, что противоречит ст. 24 п. 1 основного закона страны. Кроме того, ст. 29 пп. 1, 3 гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, а также то, что "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
Впрочем, Минюсту всё это не впервой, ибо подобное он проделывал уже и ранее. В конце прошлого года по точно таким же вопросам с Министерством бодалась политическая партия «Гражданская сеть России». Как рассказал председатель партии Игорь Сапельников, в период регистрации сотрудниками Минюста производилась тотальная проверка членов партии, сопровождающаяся вызовами некоторых из них в Министерство для разговора. Итогом таких «бесед», по форме больше напоминающих допросы, стал нервный срыв некоторых членов партии, не выдержавших применявшихся к ним методов психологического воздействия, что дало повод сотрудникам министерства «усомниться» в их причастности к деятельности партии. «Между тем, - заметил И. Сапельников - согласно ст. 23 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и вмешательство в неё органов исполнительной власти считается недопустимым, так что никаким новым законом кроме изменения Конституции правовую основу подогнать нельзя».
Председатель Московской коллегии адвокатов Генри Резник дал свою оценку намерениям чиновников. По его словам, проверяющие, бесспорно, могут пригласить члена партии для беседы, только вот этот гражданин имеет полное право отказаться от встречи: "Гражданин обязан явиться, только если он свидетель по уголовному делу. В любом ином случае он ничего никому не должен".
Этими или другими предположениями руководствовался Виктор Тюлькин, но думцы не приняли его предложения. Василий Черёмушкин, член комитета Госдумы по регламенту отметил, что в данном протокольном поручении идет "ссылка на соглашение, которого не существует, но есть предположение, что оно есть". То есть, позиция, в принципе, верная: раз официального заявления нет, то и проверять нечего. Но если такое решение будет принято, то принимать контрмеры будет уже поздно – до конца назначенного срока останется немного времени, а там уж партиям, которым будет отказано в регистрации, придётся либо смириться со своей участью, либо доказывать свою правоту в суде, которые, как известно, самые справедливые в мире.
Напомним, что на сегодняшний день, из зарегистрированных сейчас Минюстом 48 партий не более 7 соответствуют новым требованиям о численности рядов. В их числе "Единая Россия" (372 тысячи), Народная партия (120 тысяч), КПРФ (102 тысячи), Партия жизни (81 тысяча), Партия возрождения России (71 тысяча), "Яблоко" (73 тысячи) и Российская партия пенсионеров (60 тысяч). Две партии, попавшие в Думу на декабрьских выборах 2003 года, пока недотягивают до новых требований: это ЛДПР (38 тысяч) и "Родина" (24 тысячи). Эти результаты даже хуже, чем у не прошедших в Думу Аграрной партии России (41 тысяча) и партии "Свобода и народовластие" (48 тысяч).
Игорь Кулагин