Как любил говаривать незабвенный сын турецкоподданого Ося Бендер – «уголовный кодекс надо чтить!». Свое трепетное отношение к этой популярной книге, регулирующей сроки пребывания в местах не столь отдаленных, для некоторых наших излишне предприимчивых сограждан – «великий комбинатор» неустанно прививал своим не в меру ретивым подельникам. Правда, ни Шурику Балаганову, ни Михаилу Самуэльевичу Паниковскому отеческие наставления Остапа Ибрагимыча на пользу не пошли…
Как видно не пошла впрок эта мудрость и Михал Михалычу с Гарри Кимычем. Эта сладкая парочка, неустанно подчеркивающая свою беззаветную преданность «делу демократии» и клянущаяся в верности российской конституции – как оказалось, не желают соблюдать вполне демократические российские законы о СМИ, принятые, кстати - в самый разгар «либеральных» реформ начала 90-х годов.
Причем последние поправки в эти законы, регулирующие деятельность российских масс – медиа, были внесены именно во времена премьерства господина Касьянова, а именно: от 20.06.2000 № 90-ФЗ, от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Казалось бы – сам бог велел Михал Михалычу чтить законы, принятые при его же непосредственном участии! Самому чтить и излишне пылкого Гарри Кимыча образумить, попросив уважать законы страны, в которой они живут и гражданами которой являются.
Однако, как видно «чтить уголовный кодекс», точнее говоря – соблюдать российские законы о СМИ лидеры «Другой России» не желают. Так, например, выпущенный ими специальный номер газеты «Объединенный Гражданский Фронт», вышедший под логотипом «Марш несогласных» - грубо нарушает нормы, установленные законами о СМИ.
Отсутствует номер выпуска и не указан адрес редакции, что является объективным основанием для изъятия тиража в установленном законом порядке. Причем, как в России, так и во многих европейских странах, демократизм чьих законов не может отрицать даже Каспаров. Прокомментировать юридическую сторону вопроса мы попросили одного из авторов закона о СМИ, секретаря Союза Журналистов России Михаила Федотова и вот что он нам сказал:
- Если вышел специальный выпуск к газете, там должен стоять номер, или достаточно написать, что это спецвыпуск такой-то газеты – и все?
- Любой выпуск газеты должен иметь номер.
- И даже специальный?
- Любой номер – он может быть специальный, он может быть очередной, внеочередной, чрезвычайный. Просто посмотрите в Закон о СМИ – там все указано. Должны быть и выходные данные, и все остальное, что должно быть.
- В качестве адреса редакции может быть указан абонентский ящик. Например, Главпочтамт, а/я такой-то?
- Должен быть конкретный адрес с улицей, а не абонентский ящик такой-то. В Законе предусмотрен адрес редакции, для того, чтобы любой человек или любое юридическое лицо, в случае необходимости знало, в какой суд обращаться с иском к данной редакции. А если там просто написано Главпочтамт, то непонятно, куда обращаться. В Главпочтамт что ли?
- Тогда в Басманный суд: по адресу Главпочтамта…
- Вот такая штука будет неправильной. Это просто невозможно, потому что вы должны обращаться именно по месту нахождения ответчика.
- Если такая газета вышла все же вышла – без указания номера и адреса редакции, что с ней по закону должно быть?
- Это называется выпуск СМИ с неполными или заведомо ложными выходными данными. Тут наступает административная ответственность и, соответственно, штрафные санкции. Смотреть за такими нарушениями – прерогатива Росохранкультуры.
- Может ли такой тираж быть изъят?
- По постановлению суда
- А если редакция будет так регулярно поступать?
- Это не основание для закрытия. Основание для прекращения выпуска СМИ только в содержании может быть, а не в нарушении этих формальных моментов. Это тоже самое, что вы перешли через улицу на красный свет, вас оштрафовали на три рубля. Вы второй раз перешли, тоже на три рубля, вы третий раз перешли – тоже на три рубля. Нельзя вас за это расстрелять.Росохранкультура может и сама составить протокол, а затем направить его в суд. Ее сотрудники также могут это сделать с привлечением органов внутренних дел».
Получается, что издатели газеты «Объединенный Гражданский Фронт», постоянно обвиняющие власти в «нарушении закона», в частности, по причине отказа им в шествии (сделанного, кстати, на совершенно законном основании) – сами же нарушают законы России. Не исключено, что совершенно сознательно, чтобы потом, когда к ним применят предусмотренные в таких случаях санкции – громко кричать о «преследовании оппозиции». Да и будет на что списать уже сейчас очевидный провал предстоящего распиаренного «марша неспособных».
Николай Невский