Пена, обильно нанесенная на смерть Литвиненко валом поспешных публикаций западных СМИ, постепенно начинает спадать. Шок от впечатляющих кадров мучительно умирающего в лондонском госпитале помощника Березовского, облетевших весь мир – проходит.
А, соответственно, первоначально оглушенные и сбитые с толку такой беспрецедентной шумихой люди начинают вновь обретать способность трезво мыслить и оценивать ситуацию. Журналисты задаются каверзными вопросами о вопиющих несостыковках и противоречиях в основных версиях происшедшего.
Так, например 21 ноября специалист по токсикологии Джон Генри(John Henry), принимавший ранее участие в расследовании отравления президента Украины Владимира Ющенко, заявил, что Литвиненко мог быть отравлен "радиоактивным таллием".
Это заявление молниеносно было растиражировано по СМИ пиар-агентством Chime Communications, которое возглавляет Тим Белл, ранее работавший с Маргарет Тэтчер. Оно так же периодически распространяло информацию о состоянии здоровья Литвиненко и его фотографии в больнице став главным и почти единственным ньюсмейкером в этом деле.
Оказалось, что этим агентством, по свидетельству «The Guardian» владеет «друг Литвиненко Борис Березовский, российский мультимиллионер и олигарх. На него же работает и человек, выходивший на связь с профессором Генри… Однако лечением Литвиненко Генри не занимался, и, по заявлению врачей больницы, когда в газетах появились интервью с его предположениями, ни одного результата анализов он еще не мог видеть».
Каким образом пиар-агентство лорда Белла смогло выдавить из профессора столь опрометчивое заявление, поставившее под удар его репутацию так и осталось неясным, поскольку через пару дней он заявил, что умывает руки, так как «уже один раз обжегся» и категорически отказался от дальнейшего общения с прессой.
Позже выяснилось, что никаких признаков таллия обнаружено не было. Представители Агентства здравоохранения Великобритании констатировали высокое содержание в теле покойного радиоактивного изотопа полония-210 и эксперты заявили, что полоний является настолько редким изотопом, что им неизвестны случаи, когда это вещество использовали с целью отравления. Получение этого изотопа возможно только в стране с высокоразвитыми ядерными технологиями и действующими реакторами.
По словам член-корреспондент РАН Алексея Яблокова, «полоний-210 представляет собой серый металлический порошок, который очень токсичен из-за своего альфа-излучения. На расстоянии практически безопасен. Но в организме человека, куда он может попасть с пищей или через кожные покровы, он концентрируется в легких и костных тканях, вызывая необратимые процессы. Острая лучевая болезнь развивается от 4 до 10 недель. Смертельная доза – доли миллиграмма».
Получается, что временные рамки отравления раздвигаются весьма широко и совсем не факт, что Литвиненко был отравлен именно в Лондоне. Он мог быть отравлен совсем в другом месте. Ведь примерно за две недели до своих встреч с Луговым и Скарамеллой, он, как оказалось, летал в Израиль, где встречался с другим беглым олигархом – Невзлиным, передав ему некое, якобы собранное им самим досье по «делу ЮКОСа».
Невзлин сообщил The Times, что собирается передать документы британской полиции. Он заявил: "Александр обладал информацией о преступлениях, совершенных при непосредственном участии российского правительства. Лишь недавно он передал мне и моим адвокатам документы, пролившие свет на важнейшие аспекты дела ЮКОСа".
Так же The Times сообщило, что, по мнению неназванных следователей «Литвиненко раскрыл пугающие новые сведения о деле ЮКОСа и о том, что случилось с людьми, выступавшими против развала компании. Как сообщается, некоторые люди, связанные с ЮКОСом, пропали без вести или погибли при загадочных обстоятельствах, а глава компании Михаил Ходорковский и другие оказались в тюрьмах».
Правда, Times не упоминает, сколько людей «пропали без вести или погибли при загадочных обстоятельствах» по прямому указанию самого Невзлина, скрывающегося от российского правосудия на исторической родине – хотя вряд ли эта серьезная британская газета не осведомлена о причинах его преследования российской Фемидой. Но это уже не столь важно. Гораздо важнее свидетельство о визите Литвиненко приблизительно за две недели до своих лондонских встреч в Израиль – страну, обладающую ядерным оружием, реакторами и развитой технологической базой, позволяющей, при наличии сильного желания и больших денег достать небольшое количество радиоактивных материалов.
Которыми можно спокойно обработать ничего не подозревающего Литвиненко, а потом так же спокойно провести дезактивацию места его отравления и уничтожить все улики. Так же логичным было предположить, что долгие годы оторванный от России перебежчик не имел, да и не мог иметь никакого досье по делу ЮКОСа – скорее он мог легализовать от своего имени собранные другими, гораздо более компетентными и осведомленными людьми материалы. И тут всплывает некая британская фирма ISC Global, проводящие частные расследования и основанная, как оказалось - главой "ЮКОСа" Михаилом Ходорковским и главой "МЕНАТЕПа" Леонидом Невзлиным. Эту информацию предала гласности британская The Sunday Times, сообщившая, что ISC Global получила подряд на сбор документов, относящихся к делу ЮКОСа. За первые три года работы компания получила из России, согласно финансовым документам, 6 миллионов долларов.
В числе клиентов ISC Global значился и Борис Березовский, в окружение которого входил Александр Литвиненко. Таким образом, скорее всего, «досье Литвиненко» представляет из себя плод коллективных усилий британских частных детективов, собравших пакет вторичных материалов, не слишком ценных самих по себе. В противном случае эти документы уже давно бы оккупировали первые полосы ведущих мировых изданий. Некую отдачу от них, можно получить только в рамках массированной пропагандистской кампании, позиционируя досье как «посмертное завещание отважного диссидента, павшего от рук кремлевских отравителей» и торжественно передав его в Скотленд-Ярд.
Это вполне состыкуется с известными невзлинскими заявлениями, «о необходимости сменить режим на территории врага» и важности «предпринимать как можно более жесткие действия в этом направлении». Тем более, что среди материалов многотомного уголовного дела, заведенного российской прокуратурой на Невзлина – фигурируют и попытки отравления сослуживцев из ЮКОСа и Менатепа. Так что, судя по всему, опыта в таких делах у него немало. Да и травить своих же сослуживцев ему не привыкать…
Остается только прояснить мотивацию Невзлина – для чего это ему понадобилось. Ответ лежит буквально на поверхности: в связи с активными и грамотными действиями российской прокуратуры, все ближе и ближе подбирающейся к его израильскому укрытию – угроза его депортации в московский следственный изолятор становится все реальнее. Да и в самом Израиле не слишком рады человеку, обвиняемому в нескольких убийствах, будь он хоть трижды евреем – этому ближневосточному государству совершенно не хочется получить в мировом сообществе еще и репутацию «последнего прибежища негодяев». Поэтому Высший Суд Справедливости вполне может принять решение об экстрадиции Леонида Невзлина в Россию, с дальнейшей перспективой многолетнего тюремного заключения.
Фактически он прижат к стенке и в такой ситуации готов практически на все. А тут у него появляется серьезный шанс предстать не в образе скрывающегося от правосудия уголовника, а в образе борца с тоталитарным режимом, против которого было сфабриковано дело – по политическим мотивам, естественно. Появляется хороший повод перебраться в Лондон, как в качестве важнейшего свидетеля по делу Литвиненко, так и в качестве активного участника расследования этого «убийства века». Тогда как «видный политический деятель и диссидент» он сможет получить вид на жительство в Британии, которая людей в таком качестве никогда, еще со времен Герцена – не выдавала. Тем более, что Израиль, по большому счету, это все таки геополитическое захолустье западной цивилизации, бизнес-политическая окраина.
Тогда как Лондон был и остается крупнейшим мировым центром политической и экономической жизни, что для олигарха Невзлина, имеющего ряд авуаров в британских банках, крайне важно. Таким образом версия о его причастности к смерти Литвиненко получает серьезнейшие подтверждения. Остается выяснить последний нюанс: человек отравленный изотопом полония 210 превращается в ходячую метку, оставляя на всех предметах, к которым он прикасался руками вполне различимые специальными детекторами радиоактивные метки – полоний выделяется с потом рук, помечая все, до чего дотрагивался отравленный. И если в самолете, на котором погибший перебежчик возвращался в Лондон из Израиля, при тщательном исследовании салона будут обнаружены подобные метки, а в самолете, на котором он туда летел – нет, то причастность Невзлина к его убийству можно считать доказанной.
Тогда Высший Суд Справедливости будет уже рассматривать не дело о его депортации в Россию, а дело об отравлении им британского подданного в самом Израиле…
Николай Невский