Статьи

Илья Константинов: "Другая Россия" пытается вернуть ельцинское время

13 ноября 2006 08:13

Избирательных прав россиян лишили давным-давно. Я глубоко убежден, что после 90-го года не было ни одних выборов, в которых соблюдался бы принцип равенства кандидатов. Причем это было закреплено конституционно и законодательно. Началось и укоренилось все это еще в ельцинский период.

Я прекрасно помню выборы еще 1990 года. Тогда каждый кандидат в депутаты имел равные права, независимо от того, какими он располагал средствами и административным ресурсом. Каждый кандидат мог столько-то минут выступить по телевидению, столько-то минут выступить по радио, занять такую-то площадь в газетах и выпустить такое-то количество листовок. Вот такой подход обеспечивает равенство кандидатов и возможность более свободного выбора избирателю.

То, что было принято в России, начиная с 1993 года, полностью противоречит принципам равенства перед законом. Были введены избирательные фонды кандидатов, которые каждый из них мог наполнять по собственному усмотрению. У кого-то не было средств вообще, у кого-то было небольшое их количество, в кто-то располагал гигантскими суммами. То есть, по сути, закон стимулировал подкуп избирателей.

Дальше включился административный ресурс: разное время эфира, разный доступ к СМИ, отказ от прямых теледебатов, которые практиковали представители партии власти, как бы она ни называлась. Миллион различных механизмов фальсификации воли избирателей! Вот оно, наследие ельцинской эпохи.

Поэтому когда говорят, что избирателей сегодня лишают права выбора, с этим категорически нельзя согласиться. Избирателей давно лишили права выбора, и именно поэтому многие, даже большинство россиян, голосуют ногами, воздерживаясь от участия в этих выборах.

«Протестанты» из «Другой Росиии» вместо того, чтобы говорить о принятии законов, гарантирующих действительно равенство граждан и кандидатов в процессе выборов, почему-то апеллируют к законам, принятым и действовавшим в ельцинскую эпоху и полностью доказавшим свою антидемократичность и антинародность.

Ведь в то время, когда была сформирована вся эта система, Касьянов находился у власти. То есть, получается, что сейчас он подписывается против себя. То же самое сожно сказать и о Владимире Рыжкове.

Так что говоря о заявлении Политического совещания «Другой России», надо, прежде всего, смотреть в корень проблемы и понимать, что лишили избирательных прав россиян давно. Наши сограждане прекрасно это понимают – они не бараны, не лопухи. И возвращение к избирательной практике ельцинского периода ничего хорошего нашей стране не сулит. А ведь подписанты этого заявления апеллируют именно к этому периоду – по сути. Если продолжить эту их логику, то так можно дойти и до «брежневщины», и до «сталинизма».

В целом,  для рядового россиянина я не вижу большой разницы между тем, что было несколько лет назад, и теми изменениями, которые привносятся сейчас. Другой вопрос – что в целом политика страны меняется и государство становится похожим на государство, то есть обретает голос, авторитет, восстанавливает свои позиции в регионах, возвращается к идее вертикальности управления и т. д. Эти процессы идут, и население их поддерживает.

Сейчас за пачку чая и килограмм крупы многие неимущие граждане готовы отдать свой голос. И это реальность, с которой мы живем. Но я надеюсь, что вскоре эта ситуация измениться. Ведь уровень жизни россиян действительно повышается, в том числе и благодаря «Национальным проектам», которые стали поворотом в сторону социального государства, которое задекларировано в нашей Конституции.

Если наше государство продолжит движение в эту сторону, я надеюсь, что и Путин, и Медведев настроены именно на это, то уровень жизни рядового россиянина повысится, а вместе с этим повысится его самооценка, самоуважение, самосознание, способность и готовность отстаивать свои права.

Хочу особо отметить комбинацию персоналий самих подписантов. Она вообще карикатурная! Это очевидно для любого непредвзятого наблюдателя. Касьянов, Анпилов и Лимонов в одной упряжке – это очень смешно. «Миша 2%» и борец за права пролетариата и непреклонный Анпилов в одной упряжке – это карикатурно. И всем очевидно, что этот союз не базируется на искренних убеждениях, а является сугубо конъюнктурным.

Западу, который финансирует «Другую Россию» не приходится выбирать, и они вкладывают деньги в то, что есть. Они готовы финансировать каждого, кто готов выступать против политики нынешнего руководства России, невзирая на то, плохая или хорошая это политика. Такой расклад связан с серьезными геополитическими проблемами и, в конечном счете, мотивирован тем, что Россия обретает свой голос на международной арене.

Наконец-то политическое руководство России поворачивается в своей политической ориентации в сторону защиты стратегических, геополитических интересов страны. И именно в этот момент радикальная оппозиция поднимает свой голос для того, чтобы опрокинуть власть. Ведь ни для кого не секрет, что конечной задачей радикалов, независимо от их окраски, является Майдан в одном из апробированных политтехнологических вариантов. То есть фактически они занимают антироссийские позиции и отрекаются от тех патриотических принципов, которые некоторые из них многие годы исповедовали.

Илья Константинов, заместитель директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления

Петр Дерябин