Статьи

Очередная провокация по Гельману?

23 октября 2006 09:02

Как стало известно, в субботу было совершено злодейское нападение на галерею известного политнехнолога Марата Гельмана. Неизвестные избили самого галериста и испортили 20 работ никому не известного грузинского художника Алекандра Джикии. В момент нападения галерея была закрыта для посетителей, а внутри находились лишь несколько сотрудников и сам Марат Гельман.

На место преступления незамедлительно приехали сотрудники милиции и представители префектуры ЦАО и ГУВД Москвы. О версиях произошедшего пока говорить никто не спешит, в том числе и сам потерпевший, который заявил лишь, что «это была акция устрашения».

Как поведал "Коммерсанту" Гельман, погромщики действовали "без истерии" и выглядели не как "хулиганы или фанатики", а как "профи, бойцы". После избиения Марат Гельман обратился за медицинской помощью, однако врачи не нашли у него серьезных травм.

Менеджер галереи Сергей Серебрянников о возможных причинах налета также говорить не стал. «Пока сказать что-либо о причинах нападения я не могу, мне кажется, это должно сделать следствие. У меня нет информации, что кто-либо из нападавших был задержан по горячим следам», – сказал журналистам Серебрянников. Вместе с тем он добавил, что сотрудникам галереи удалось рассмотреть нападавших, которые не скрывали своих лиц, и вчера они со следователями составили фотороботы, отмечает "Независимая газета".

По мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, есть две главные версии нападения на галерею Марата Гельмана. «Первая – это стратегия повышения напряженности в стране, которая просматривается и в ряде покушений последнего времени, в погромах, то еврейских, то мусульманских, – заявил Павловский «НГ». – Это могли сделать те, кто хочет взорвать ситуацию и повысить градус в России».

Вторая версия, по мнению политолога, может быть связана с частыми нападками на Гельмана, его выставки и акции «со стороны разного рода фундаменталистов и экстремистов». «Мне трудно сказать, действуют ли они инициативно или кем-то модерируются. Но было очень много совершенно возмутительных расистских нападок на Марата. Так что это может быть связано с несомненно существующим в Москве расистским подпольем», – сказал Глеб Павловский.

Однако во всем этом незаурядном происшествии, приковавшем внимание СМИ, есть одна любопытная деталь. Как известно, выставочные помещения галереи были оборудованы системой видеонаблюдения, но в момент погрома она была по странному стечению обстоятельств отключена. К тому же известно, что погромщики появились в галерее ровно через пятнадцать минут после того, как из нее ушли иностранные журналисты, бравшие у галериста интервью.

Создается такое впечатление, что нападающие, по мысли вдохновителя этой акции, должны были обязательно встретиться с журналистами, чтобы рассказать им как же люто они ненавидят творческий гений Марата Александровича.

Как известно, свою политическую карьеру Гельман начинал в качестве скромного столичного галериста, увлекающегося политическим пиаром. Однако потихоньку ему удалось пробиться на политический Олимп. Апофеозом же «творческой» карьеры Гельмана стал созданный им самим миф о его непосредственном участии в проекте «Родина». Что, безусловно, гарантировало ему некоторое время «вкусные» политзаказы и, как следствие, обильное финансирование. Однако, увы, ныне звезда политтехнолога начала постепенно клониться к закату.

Так последний значимый информационный всплеск по поводу Гельмана был связан с устроенной им выставкой «Россия-2». Будучи оскорбительной для чувств верующих, выставка вызвала далеко неоднозначную реакцию в обществе и, просто не могла не привлечь внимание к его персоне.

Теперь же почувствовав, что он окончательно выпадает из обоймы мало-мальски узнаваемых российских политтехнологов, Гельман с помощью разного рода скандальных авантюр привлекает к себе внимание общественности. Последняя из них - громкая презентация литературного блокбастера писателя и по совместительству фюрера Национал-большевистской партии Эдурада Лимонова.

О том, что же на самом деле произошло в галерее Гельмана еще предстоит разобраться правоохранительным органам. Однако, в любом случае, субботний инцидент и поднятая в связи с этим шумиха в СМИ, безусловно, на руку вышедшему в тираж политтехнологу.

Петр Алексеев

Петр Дерябин