Статьи

Очередной пленум: Компартия впадает в маразм

14 октября 2006 12:51

В традиционном уже месте сходок оппозиционных партий –  поселке Московский сегодня прошел очередной пленум ЦК КПРФ. И, надо признаться, впечатление от съезда сложилось такое, что на дворе не XXI век, а в лучшем случае середина 80-х  - прошлого века. 

Компартия все больше и больше напоминает свою почившую в бозе бабушку – свинцовозадую КПСС, и то - времен упадка: с бесконечными разглагольствованиями о будущих победах коммунизма, подведениями итогов работы областных комитетов и ходом выполнения решений предыдущих очередных и внеочередных пленумов.

А вот раньше бывало, особенно по осени, пленум ЦК отчитывался перед Родиной о результатах уборки урожая, о планах на будущую посевную, о передовиках производства – в общем, о том, что волновало все прогрессивное человечество. Но, как видно, времена изменились. Борьба за урожай уступила место бесконечным отчетам и пустопорожним заседаниям.
 
Хотя, признаться, в этот раз не обошлось без маленького представления. Бессменный кормчий КПРФ Геннадий Андреевич лично поучаствовал в церемонии принятия пионеров в комсомольцы. Несколько десятков юношей и девушек, предварительно помокнув под дождем (пока коммунистические боссы выслушивали очередного докладчика), получили свои комсомольские значки прямо из рук Зюганова.

Помимо душеспасительного доклада «О работе Московского областного комитета КПРФ по выполнению решений X, XI (внеочередного) Съездов партии и последующих Пленумов ЦК КПРФ» на сегодняшнем пленуме речь зашла и об итогах региональных выборах, на которых КПРФ рассчитывала повсеместно опередить своих политических конкурентов. Однако победных реляций так и не прозвучало: везде, кроме Сахалина, коммунисты не смогли добиться положительных результатов. И, если на предыдущем пленуме – весеннем руководство КПРФ рассчитывало «определить облик партии» аж на ближайшие 10 лет, то после подведения не утешительных для компартии итогов недавно прошедшего единого дня голосования, говорить о такой отдаленной перспективе стало абсолютно бессмысленным.

Так, если мы обратим внимание на результаты состоявшихся выборов, то мы увидим, что в 2008 году компартия, если конечно же не произойдет какого-нибудь «исторического» прорыва, что, в принципе, мало вероятно, то бороться коммунистам придется уже не за второе место, как это было раньше, а лишь за прохождение 7% барьера.

Если говорить о результатах компартии, принявшей участие во всех девяти регионах, где состоялись выборы, то, как ни крути, они оставляют желать лучшего. Да, конечно же, КПРФ прошла проходной 7% барьер – в 8 из 9 регионов. Однако в целом результаты компартии на выборах достаточно плачевные.

К примеру, к явным неудачам КПРФ можно отнести Тыву, где коммунисты не прошли проходной барьер, набрали лишь 4,43% голосов, что почти в 2 раза меньше, чем на выборах в Государственную Думу в 2003 году. К неудачным для КПРФ регионам можно отнести и Свердловскую область, где коммунисты заняли лишь четвертое место – с неимоверным трудом преодолев 7%. Напомним, в Свердловской области у прямых конкурентов компартии «Единой России» - более 40%.

Полное фиаско постигло коммунистов и в Липецкой области: там тоже только  4-е место. И результат намного хуже, чем в 2003 году. Несмотря на все пропагандистские усилия Зюганова и в Астраханской области и в Карелии тоже лишь "почетное" 3-е место. И хотя в этих областях представители КПРФ и попали в региональные парламенты, но вместе с тем на порядок ухудшили свои прежние результаты. Относительно слабые итоги у коммунистов и в Чувашии, и в Приморье, и в Еврейской АО и в Новгородской области. Однако здесь второе место КПРФ в целом можно назвать предсказуемым, так как выборы проходили в регионах, где коммунисты имеют традиционно стабильный процент избирателей.

Единственно значимого результата коммунисты добились лишь на Дальнем Востоке. Неожиданно от Сахалинской области на довыборах в Госдуму победила коммунистка Светлана Иванова. И хотя отрыв Ивановой от кандидата «Единой России» составил лишь несколько тысяч голосов, это не помешало членам компартии праздновать ее победу чуть ли ни как повсеместную победу КПРФ.

Чтобы хоть как-то подбодрить засыпающих участников пленума, Ивановой было предоставлено слово. И, надо признаться, коммунистка не растерялась. Она тут же поведала своим соратникам о том, в каких же неимоверных условиях ей приходилось вести предвыборную компанию – что называется, «на честном слове и на одном крыле». 

Выяснилось, что из ЦК КПРФ на предвыборную борьбу ей не поступило ни единого рубля. Хотя, при этом, она не преминула поблагодарить тов. Зюганова за свою победу… Интересно, на какие же такие нужды ЦК КПРФ тратит все партийные средства? Может быть, на пошив коммунистической атрибутики или на прокорм своего многочисленного депутатского корпуса? Но это, не так уж и важно, особенно, когда результат на лицо (или на лице?). 

А в результате подобной, безусловно, похвальной экономии средств, перед руководством КПРФ замаячила реальная перспектива завести партию в непроходимое болото. И, увы, это все больше становится очевидным, не только для сторонних наблюдателей, но и для партийцев.

Зюганову стоило бы честно признать, что теперь когда-то «вечно вторые» коммунисты, едва ли могут рассчитывать на результат, позволяющий им претендовать не только на второе место, но даже и на третье. И что компартия в нынешних условиях и при таком партийном менеджменте просто обречена. Но, как говориться, «разговор на эту тему портит нервную систему», поэтому, ожидавшегося журналистами «разбора полетов» на пленуме так и не произошло. А жаль.

Впрочем, на съезде Зюганову было явно не до этого - удручающая тема итогов недавнего голосования была задвинута куда подальше. И в этом, как ни странно, ему помог российско-грузинский конфликт и лично лидер грузинских коммунистов Пантелеймон Георгадзе. Прибывший на пленум грузинский коммунист поведал собравшимся о том, как недавно он стал жертвой «антигрузинской вакханалии». "Мне восемьдесят второй год, я участник Великой Отечественной войны, я пограничник Советского Союза, и мне было обидно, когда все пассажиры разошлись по домам, а меня, старика, долго держали в аэропорту пограничники только за то, что я грузин", - отметил Георгадзе.

Зюганов просто не мог удержаться от справедливого негодования. "Я заявляю протест против той вакханалии, которую развернули некоторые ретивые администраторы в нашей стране в отношении к грузинскому народу", - заявил Зюганов журналистам. Но, потом, видимо, немного поостыв, вождь вспомнил, кто же является самым главным врагом КПРФ. Он многозначительно сообщил, что политика проводимая президентом Грузии Михаил Саакашвили "направлена, прежде всего, против грузинского народа, который стал ее заложником".

К сожалении, Геннадия Андреевича так и не удалось расспросить о других врагах компартии - о внутренних,  с которыми так в свое время любил бороться Иосиф Виссарионович. Например, о странной ситуации, сложившейся  среди некоторых региональных вожаков КПРФ.

В то время как Геннадий Андреевич громогласно заявляет о невозможности союза коммунистов с либералами и представителями «Другой России», некоторые ячейки КПРФ, почему-то не считают для себя зазорным открыто поддерживать  новоявленных либералов. И даже, страшно представить, обещают в скором времени вступить в Народно-демократический союз Михаила Касьянова. Так как это, к примеру, было в Астраханской области.

Или региональные отделения КПРФ не считают для себя нужным следовать указаниям своего лидера и, даже более того, считают этот союз целесообразным? А ведь подобная ситуация грозит компартии не только очередным проигрышем на региональных выборах, а кое чем похлеще - полноценным партийным расколом. Но и эта ситуация, похоже, не слишком волнует окончательно вошедшего в роль «борца с Саакашвили»  Зюганова. Ему куда проще помелькать перед телекамерами - повязать десятка два пионерских галстуков и вручать комсомольские билеты, чем разбираться с раскольничьими группировками внутри компартии.

Тем не менее, пока что КПРФ хоронить рано. У партии еще остался большой инерционный (еще со времен СССР) потенциал на местах. Однако, глядя на общий паралич, охвативший партийное руководство, можно смело прогнозировать, что к 2008 году партия окончательно сойдет на нет.

Максим Богатых

Петр Дерябин