С того момента, как в подъезде дома на улице Лесная в Москве прогремели 4 выстрела из ПМ и оборвалась жизнь Анны Политковской, одной из знаковых фигур в российской журналистике, прошло несколько дней. За это время было организовано несколько митингов, обращений к президенту страны и правительству, сказано множество гневных слов в адрес действующей власти, выдвигались и обсуждались версии о возможных убийцах и заказчиках преступления и т.д. и т.п. Но вот, наконец, оппозиция выпустила пар и крепко задумалась о дальнейшем житье-бытье. А поразмыслить было о чём. Потрясение от смерти Анны Политковской было бы не столь велико, если бы оппозиционные лидеры не понимали, что она стала далеко не последней жертвой.
Убийство Владислава Листьева, Дмитрия Холодова, Ларисы Юдиной, Пола Хлебникова и многих других журналистов всё же нельзя ставить в один ряд с тем, что случилось с Анной Политковской. Их объединяет лишь форма - заказное преступление. Но никак не содержание. Этих и многих других журналистов в большинстве своём убивали за их профессиональную деятельность. В случае с Политковской мотив убийства был совсем другой.
Эта новость, молниеносно подхваченная не только российскими оппозиционными СМИ, но в первую очередь зарубежными информагентствами и, что совсем уж непривычно, главами некоторых западных держав, говорит лишь о том, что к гибели журналиста были готовы. Причём готовы как раз не в России, а на Западе. А потому сравнение дела Политковской с делом Георгия Гонгадзе выглядело не таким уж надуманным. Напомним, что в убийстве украинского журналиста оппозиция обвинила власть, что стало дополнительным козырем в приходе к власти "оранжевых" сил. Анне Политковской была уготована роль Гонгадзе № 2 в России. И, похоже, пристрелка прошла успешно.
Проблема оказалась только в том, что Анну Политковскую, при всём уважении к её профессиональному мастерству, в России знал совсем узкий круг людей. А потому было ясно, что в следующий раз убийство будет более громким, более жестоким, более значимым. И список кандидатов на роль нового агнца на заклание вполне предсказуем.
Левый оппозиционный политолог Владимир Филин считая, что "такие акции, как убийство Анны Политковской, направлены против тех, кто выступает за третий срок и в силу этого не могут быть ими же и заказаны", уверен, что будет представлять собой в России "оранжевая революция": "Это будут не Касьянов с Лимоновым, которые используются как ложные мишени", - заявил он на страницах одного из оппозиционных интернет-изданий. ""Новую" читает, все-таки, очень небольшое количество людей. Да и не было у Политковской никакой смертельно опасной для власти информации. Да, она работала по событиям вокруг "Беслана" и "Норд-Оста", ну и что? Тогда нужно пойти и убить еще Лимонова с Мухиным, Литвинович, и еще несколько десятков человек", - разбивает в клочья версию о проффессиональных мотивах расстрела Анны Политковской автор м другого оппозиционного ресурса "На злобу". "Когда ликвидируют Лимонова - мы тоже услышим, что это сделали БАБ или ЦРУ", - пишет в своём "Живом журнале" лидер молодёжной "Родины" Сергей Шаргунов, не ставший ходить вокруг да около, указав на единственно возможную следующую жертву.
Расчёт здесь простой. Среди участников движения "Другая Россия" нет другого человека, чья смерть могла бы оказаться столь полезной для продолжения общего дела. Ирина Хакамада, хоть и женщина, но как политик давно уже ничего из себя не представляет. Михаил Касьянов, похоже, всё же нужен живым, в качестве лидера оппозиции. Гарри Каспарова спасает лишь его функция челнока между Россией и западным миром. Остальные "другороссы" сколь маргинальны, столь же и никчемны. В то же время Эдуард Лимонов давно уже стал неким символом эпохи и мученическая смерть лишь укрепит его образ борца с путинским режимом. Созданная им т.н. "Национал-большевисткая партия" способна прекрасно обойтись и без Вождя, что прекрасно показал период, когда Лимонов находился в местах не столь отдалённых. К тому же Эдуард Вениаминович уже давно отошёл от активного участия в партийных делах, взвалив их на Владимира Линдермана. Нынешний Лимонов больше предпочитает проводить время на гламурных тусовках, чем на митингах и баррикадах, что, естественно, вызывает недовольство среди членов НБП.
Похоже, что и сам Лимонов чувствует приближающийся финал. Не случайно на официальном сайте партии нет ни слова об убийстве Анны Политковской. Не случайно сам Лимонов хоть и появился на похоронах журналистки, но не сказал ни слова по поводу её гибели. Да и как тут не вспомнить прошлогоднюю историю с несостоявшимся покушением на лидера НБП, когда тот был даже вынужден обратиться к Путину с просьбой защитить его. "...11 сентября, в воскресенье, произошло следующее событие. После 14 часов я ожидал приезда моего водителя на "Волге" - он должен был привезти ко мне несколько национал-большевиков, и мы собирались вместе на той же "Волге" отправиться на встречу. В 12:52 зазвонил мой мобильный (такая точность объясняется тем, что позднее я просмотрел звонки и время) и незнакомый спокойный голос спросил: "Вы продаете "Волгу" 3110?". Я сказал: "Нет, вы ошиблись номером". "Извините", - спокойно ответил собеседник. Минут через сорок позвонил мой водитель и сообщил, что они попали в аварию - отказали тормоза. Никто, к счастью, не получил ранений, но машина врезалась в бордюрный камень и вышла из строя. Когда "Волгу" отбуксировали в автосервис, оказалось, что передние тормоза были повреждены намеренно...". Лимонов постоянно боится покушения. Даже на обычных пресс-конференциях, при стечении огромного количества журналистов, Лимонов окружает себя толпой телохранителей. Он испытывает страх, понимая, что является всего лишь пешкой в чужой игре. Понимая, что ему не суждено уехать на границу, где он окажется никому не нужен, он хочет прожить остаток жизни в России. Прожить как можно дольше. Но сейчас, к сожалению, он уже не властен над своей судьбой.
Если предположить, что всё же пуля наёмного убийцы найдёт новую цель, последствия для страны могут быть ещё хуже, чем после гибели Анны Политковской. Если погибнет не просто журналист, а всемирно известный писатель, отец только что родившегося ребёнка, лидер политической партии, десятки активистов которой брошены в тюрьму - резонанс может быть в разы большим. И уже не десятки, а сотни нацболов будут готовы отдать свою жизнь, молодость и здоровье, чтобы отомстить за своего Вождя. И они уже не ограничатся хулиганскими "захватами" приёмных президента или Министерства здравоохранения - они возьмут в руки оружие. Дальнейшее развитие конфликта и сползание России в ситуацию гражданской войны - дело техники опытных мастеров политического пиара, успешно опробовавших подобную технологию в странах Восточной Европы ряде стран СНГ.
Михаил Берлянд