«У этих людей не было цели убить кого-то, - заявляет сейчас адвокат студентов, обвиняемых во взрыве Черкизовского рынка. - Мальчики просто пошалили, не думая о последствиях».
Тем временем ужасная цена «шалости» все возрастает. В больнице скончалась уже 11-я жертва, еще несколько человек находятся в критическом состоянии. Но защита по-прежнему намерена отстаивать версию «убийства по неосторожности». И попытается, как твердит адвокат, доказать, что взрывное устройство было маломощным, а в кафе, мол, сдетонировал либо газовый баллон, либо другая бомба.
Детонация, впрочем, действительно имела место. Но отнюдь не пиротехнического свойства. Как сообщили томские СМИ, в четверг этот старинный сибирский город, с недавних пор известный как «вотчина» нефтяной империи Ходорковского, был буквально атакован экстремистами. Тысячи листовок (а такой тираж, заметьте, можно изготовить лишь загодя) с призывами к расправе с «лицами нерусской национальности» вдруг оказались в почтовых ящиках горожан или на столбах вдоль центральных магистралей.
На лицевой стороне листовок была изображена молодая рыдающая особа с соответствующей подписью: «Каждая третья русская девушка в Грозном 1995-1999 гг. была изнасилована. Каждая десятая убита. Думаешь, в Томске все обойдется?» На оборотной стороне следовало обращение ко всем русским вступать в ряды некоего национал социалистического движения и готовиться к расправе со всеми нерусскими.
Томичи, разумеется, ранее ничего не слышали о существовании организации, призвавшей их сейчас к нацизму. В листках был указан лишь сетевой адрес структуры, по которому можно найти тривиальные нацистские публикации или купить календари с изображением Гитлера.
Ничего не знают до сих пор о «родословной» этой организации и компетентные органы. Все это дало наблюдателям пищу для размышлений на тему: а кому, собственно, выгодна томская провокация (как и сам взрыв в Черкизово). По мнению томских экспертов, например, акция с листовками вполне могла быть организована «Открытой Россией» Михаила Ходорковского. Ведь дестабилизация общественной ситуации, тем более в городе, из которого тянутся «корни» твоего некогда огромного бизнеса, – самый верный путь к реваншу.
В связи с этим некоторые внимательные наблюдатели отметили, что нацистские листовки начали появляться в городе еще до черкизовского взрыва (правда, их количество было несопоставимо с тем, что увидали томичи сейчас). Не значит ли это, что Черкизово и Томск связаны между собой организационно? Что это дело рук одних и тех же кукловодов?
Как «Открытая Россия» может пойти на союз с нацистами, засомневается читатель. А запросто. Наглядное подтверждение тому – прошедшая чуть более месяца назад в Москве конференция «Другая Россия», собравшая воедино ради совместной «борьбы с режимом» как либералов (Касьянова, Каспарова, и ту же «Открытую Россию»), так и националистов (Лимонов и Ко.). Причем, это «скрещивание» понадобилось, прежде всего, самой либералам, уже утратившим всякую поддержку избирателей. «Свежая кровь» нацболов как раз и должна была придать «объединенной» оппозицию новые силы. Ну а тот факт, что прилив «свежей крови» неизбежно приведет к тому, что вслед польется кровь настоящая (как в Черкизове), политтехнологов «Другой России» отнюдь не смутил.
Более того, иные оппоненты власти используют ту же трагедию в Черкизове как очередной повод для критики «режима». Попросту - для явной клеветы, переносящей вину с больной головы на здоровую. Политолог Станислав Белковский, например, посчитал «инцидент» в Черкизове «очень странным» и «постановочным». И этот спектакль, оказывается, разыгрывает сам Кремль: «Я вижу, в первую очередь, целенаправленную кампанию Кремля, президентских структур, по раздуванию этого мифа и жупела " русского фашизма "». « Власть заинтересована в том, - поясняет Белковский, - чтобы показать себя как единственную силу, способную сдержать так называемый " русский фашизм " ». Вот как, оказывается, все обстоит на самом деле: чтобы заработать авторитет на борьбе с нацизмом, Кремль поначалу должен этот самый нацизм создать. Ну а потом его же успешно побороть.
Уяснив с помощью г-на Белковского «коварную» комбинацию Кремля, иной читатель призадумается над тем, чтобы пора вознести талант нашего политтехнолога на те же высоты почитания, которых удостоен гений Шерлока Холмса. Это ж надо ж! Такой хитроумный ребус разгадать! Браво!
Да вот только кровь человеческая – настоящая, а не «свежая», что была вспрыснута «Другой Россией» в оппозицию - от этого литься не перестанет. Потому что произведенное «Другой Россией» «скрещивание» (за которое, кстати, ратует и сам Белковский) порождает таких политических мутантов, которые способны на акции, по сравнению с которыми взрыв в Черкизове покажется обычной «шалостью».
Сергей Филин
Комментарий эксперта
Борис Кагарлицкий, политолог:
Не думаю, что в качестве организатора взрыва выступил, скажем, Станислав Белковский. Другое дело, Белковский тут же активно использует это все. Зная Станислава, я могу твердо сказать, что это его стиль. Тоже относится к Невзлину и Ходорковскому. Я не могу представить себе людей, которые лично заказывают взрыв. Другое дело, что их представители быстро решили как из этих взрывов извлечь простенькую политическую пользу.
Вообще, эффективность Белковского не очень высока. Готов ли он сплясать на трагедии? Готов. Это достаточно цинично, но факт остается фактом. Кроме того, он считает цинизм своим главным конкурентным преимуществом.
Но если бы вся проблема была в том, что они один раз устроили бомбу на рынке, это была бы ерунда. Это сложный процесс, в котором не только участвуют разные люди, но и есть различные элементы - когда одни стихийно выполняют какую-то работу, а другие, тоже стихийно, но при этом очень точно улавливают конъюнктуру и тут же делают шаги в своих собственных интересах, исходя из собственных выводов и возможностей. Каждый делает свое дело, а в итоге получается то, что получается. Каждая сила самостоятельно действует, как оркестр, только нет дирижера. С какого-то момента такими вещами могут начать дирижировать.
В конечном счете, речь идет об определенном проекте для России. Этот проект может иметь очень мрачные последствия, если он будет реализовываться: это блок ультралибералов с ультранационалистами. В этой ситуации у России нет никаких шансов для демократии, как бы это не хотели представить. В такой политической конфигурации власть может быть только жесткой тоталитарной, то есть настолько, что нынешняя окажется просто светом свободы политического либерализма. Это сочетание ультралиберализма и ультранационализма – это фашизм.