Статьи

Два богатыря

14 марта 2005 07:57

Вся российская общественность взволнована – Президент воспользовался своим правом и отстранил губернатора Корякского АО от должности. В назидание всем остальным главам краёв и областей, чтобы не баловали, поумерили свой пыл в формировании собственной, карманной вертикали власти. И губернаторы притихли. Но есть в России два человека, которым гнев Президента не страшен. Которых не пугает перспектива вынесения им вопроса о недоверии. Не пугает, потому что знают – кредит доверия они уже давно исчерпали.

Роман Абрамович, став губернатором Чукотки, кажется ни на секунду, за всё время своего правления не вызвал доверительного отношения со стороны едва ли не любого россиянина. Игра в губернатора серому кардиналу Кремля похоже у же наскучила и он откровенно занимается другими, более интересными для себя делами. Но если с Абрамовичем всё более или менее уже понятно (не требуется собирать по крупицам доказательства, чтобы составить о нём вполне определённое мнение), то со вторым «смертником», в отличие от Абрамовича, уже не первый год наслаждающимся всеми прелестями губернаторского положения, ясности гораздо меньше.

Имя Леонида Полежаева вряд ли что-то скажет обычному россиянину. Полежаев всегда находился в стороне от скандалов и одиозных высказываний, руководствуясь принципом «деньги любят тишину». Тихой сапой, год за годом, на протяжении полутора десятков лет он прибирал к рукам все ниточки управления Омской областью, создав вокруг себя своеобразный оазис, в котором чувствовал себя сухо и комфортно. Окружив границы своей губернии непроницаемой информационной стеной, омский губернатор время от времени периодически наведывался в Москву, где рапортовал о невиданных успехах, которых добилась область и выражал полнейшее уверение в совершеннейшем к президенту почтении. Президент верил. Да и как не поверить, коли внештаных ситуаций, ставших достоянием общественности, в Омске, не в пример другим областям, можно было пересчитать по пальцам.

Находились у Полежаева средства для успокоения населения города и области. И уверения Леонида Константиновича в верности своим избирателям возможно грели бы душу не одного поколения омичей, если бы… если бы они жили не в Омске.

За те годы, что провела Омская область под чутким руководством губернатора, были достигнуты значительные успехи. Многие предприятия города, составлявшие гордость отечественного машино- и приборостроения не рухнули в одночасье, а всего лишь не спеша свалились на обочину, полузадушенные «вниманием» областной администрации. Угроза банкротства для них, из какой-то далёкой нереальности стала вполне ощутимой явью. Рост цен на товары первой необходимости так и не смог догнать рост тарифов на услуги ЖКХ, побивающих все российские рекорды. Правда, омичи почему-то об этом стыдливо умалчивают, а омские СМИ не торопятся трубить на всю Рассею об омском «чуде». И что самое удивительно, губернатор оказался совершенно скромной личностью, не желающим разделять с омичами радость очередных «рекордов». Виновные, конечно, если повезёт, находятся. Меньше всего, обычно везёт мэрам Омска, которые, вроде бы, и должны отвечать за состояние городского хозяйства. Проблема, правда, в том этих самые мэры принимались выполнять свои служебные обязанности исключительно благодаря доброму напутственному слову губернатора. Негласно, конечно, чтобы не выносить сор из избы и не разочаровывать омичей в том, что они могут что-то решать.

Инициатива Путина об отмене прямых выборов губернатора внесла свои коррективы в политику областного начальника. Смирившись с новыми веяниями в отношении глав регионов (по всем раскладам, Полежаев досиживает последний срок), омский губернатор успокаивал себя тем, что у него есть последняя возможность самолично верховодить своей вотчиной – выборы мэра города Омска. Но и тут вмешалась неведомая сила. От радиозавода им. А.С. Попова выдвинулась целая группа кандидатов, выступающих за отмены прямых выборов городского головы и их замену его назначением депутатами Горсовета по предложению и под ответственность губернатора. Понятно, что спокойно терпеть столь наглую выходку было нельзя, и на смельчаков были брошены все силы информационного, законодательного и силового воздействия. Да вот незадача, идея назначения мэров пошла уже гулять по России и… поддержка подоспела неожиданно.

Уже было сошедший с политической арены Союз правых сил, стал инициатором проведения референдума о всенародных выборах губернаторов по всей России. Не стал исключением и Омск. Город, который давно уже не отличался активной позицией политических партий, попал в число тех, где СПС беспрепятственно развернул свою кампанию. Можно предположить, что у властей просто не хватило времени и сил, чтобы ослабевать внимание за ходом выборов мэра. Но можно предположить и другое – инициатива СПС на руку областному руководству, получающего в союзнике в борьбе против заводчан акцию всероссийского масштаба. На такой акции можно не только уесть противников выборов, но и завоевать энное количество политических очков, позиционируя себя как борца за демократические свободы.

И опять всё было бы гладко, если бы не одно «но». Активность избирателей в Омске давно уже оставляет желать лучшего. За прошедшие годы политика губернатора напрочь отбила у омичей желание идти на избирательные участки, где всё давно уже решено за них. Чтобы добиться хотя бы минимальной явки на выборы задействуется весь административный ресурс. И даже в этом случае, явка не превышает установленной законом отметки более, чем на 5%. Так, на прошлых выборах мэра, явка составила всего лишь 28% от общего количества избирателей. На что надеются представители не самой, мягко говоря, популярной в России партии, при условии, что инициируемый ими референдум может состояться только при 75-процентной явки избирателей, - не понятно. Впрочем, они и сами не очень надеются на благоприятный исход, открыто признавая, что главной задачей в данном случае является «не победа, а участие».

Впрочем, если Полежаев примет нужное решение, то референдум не кажется уже столь далёкой перспективой. Как губернатор набирает голоса в области, обеспечивая себе запас прочности как минимум в 40-50%, известно. Так что если это и произойдёт, то еще с большей очевидностью станет понятно, что все решается Полежаевым и никем иным… если только…

Союз правых сил - партия, прямо заявившая о своей поддержке кандидата на пост Президента России на выборах 2008 года Михаила Касьянова. Секретарь президиума политсовета СПС Леонид Гозман даже не исключил возможности для Касьянова возглавить партию. Касьянову, который, по единодушному мнению журналистов, пошёл на этот шаг не ради славы, а после длительных совещаний. Причём не в Белом доме, как можно было логично предположить, заранее подозревая во всём происки американских злодеев, а в тёплой компании, в тёплом климате, на яхте Абрамовича. Споры о том, присутствовали ли там Гусинский с Березовским из разряда тех, которые могут лишь дать дополнительное впечатление уже свершившемуся факту. Можно поверить в то, что они просто дружат семьями. Но ведь никуда ведь не делись те соображения, которые сопутствовали его появлению на российской политической арене. Он был приведен фактически за руку Абрамовичем и посажен в премьерское кресло им же. И вот, ситуация повторяется? Только на сей раз ставки выше. И играть будут на этих ставках не американскими деньгами, а российскими, которые когда-то вышеупомянутые господа вывезли (и продолжают вывозить) из России.

И вы ещё спрашиваете, при чём здесь Полежаев? А при том, что омская СПС точно также зависима от воли омского губернатора, как и партия СПС целиком и полностью зависима от денег олигархов. За примерами далеко ходить не надо. Политика председателя исполкома омского СПС Александра Третьякова всегда лежала в русле, проложенном омским губернатором. Так, например, на прошлых выборах мэра г. Омска, координационный совет СПС предложил выдвинуть своего кандидата. Но неожиданно Третьяков подписал обращение в поддержку нынешнего мэра Евгения Белова. Принятие столь разных решений, тянущих на небольшой скандал, эспээсовцы постарались замылить, невнятно что-то говоря о выдвижении единого кандидата от демократических сил. Но злые языки поговаривают, что правых просто-напросто вызвали в обладминистрацию и настоятельно посоветовали не высовываться. Впрочем, вряд ли Третьяков намеревался перейти дорогу губернатору. Скорее всего, налицо была простая несогласованность действий между Полежаевым и членом омской «семьи». Сейчас «оппозиционеру» Третьякову, везде и во всём поддерживающего омского губернатора, оказана высокая честь: он привлечён к работе над проектом об Общественной палате Омской области. Так что не помочь своему подопечному продвинуться по партийной линии, организовав (по крайней мере, удачно попытавшись) референдум, было бы невежливо.

Леонид Полежаев и Роман Абрамович. Два богатыря, чья звезда карьерная звезда взошла во времена, когда процессами верховодили Ельцин и Березовский, которые, в какой-то мере, и способствовали восхождению наших героев на политический Олимп. Сейчас они остались вдвоём. И эти двое будут держаться друг за друга до последнего. Растеряв практически все позиции в Кремле, свой оставшийся основной актив в России – «Сибнефть» - зарегистрирован и благополучно функционирует в Омской области. В области, где властвует его ближайший друг и сподвижник, где его бизнес остаётся в безопасности. Как Абрамович был кассой ельцинского Кремля, таки и Полежаев остается «смотрящим» за бизнесом Абрамовича.

Впрочем, кормушка, скорее всего, скоро сменит хозяев. И хозяева об этом знают, не испытывая никакого дискомфорта от осознания приближения часа истины. Потому и не испытывают никакого страха, сожалея лишь о возможном преждевременном уходе, оставляя возможность бояться своим избирателям… бояться остаться у разбитого корыта. Впрочем, другого варианта они предложить не могут.

Игорь Кулагин

Петр Дерябин
Популярное