16 апреля на Пушкинской площади в Москве прошёл митинг, собравший без малого полторы тысячи человек. Возмущённые беспределом, царящим в СМИ, граждане требовали вернуть на телевидение Виктора Шендеровича, Ольгу Романову, Евгения Киселёва, Сергея Доренко и других журналистов, лишившихся возможности работать на телевидении.
"Раньше вы меня могли видеть на трёх телеканалах, а теперь только на двух радиостанциях, - завёл свою пятиминутку ненависти писатель-сатирик Виктор Шендерович, но видя, что собравшиеся не выказывают никакого сочувствия, по-революционному взмахнул рукой и крикнул: "Но если надо, я буду издаваться в стенгазете!", чем всё-таки вызвал жидкие аплодисменты.
"Я работал на многих каналах, - продолжал вслед за Шендеровичем гнуть тему о бедном и несчастном журналисте отставной "телекиллер" Сергей Доренко, вкратце рассказав о том, как его отовсюду выгоняли, пока наконец не осталось телеканала, который бы его взял. "Если бы у нас была тысяча СМИ из которых можно было бы выбирать, а сейчас нет ни одного! Но я не вернусь, потому что меня через неделю погонят", - раскатисто гудел над площадью внезапно покрасневшего государева человека.
Экс-ведущая телеканала Ren-TV Ольга Романова также вместе с хмурым весенним небом всплакнула над своей судьбой, приободрив себя тем, что с голоду она не умрёт, потому что "есть возможность работать в других местах".
Бывший главный редактор еженедельного журнала "Итоги" Сергей Пархоменко, также вполне сносно чувствующий себя в плане заработка, не стал жаловаться на свою судьбу, а намекнул собравшимся, что ему-то, в общем, глубоко параллельно - будут свободные СМИ или нет, - а вот народ жалко. "Журналисты как-нибудь прокормятся, а вот народ останется без того, что нужно ему каждый день, останется без сути событий, - наставлял он аудиторию. - Отсутствие свободы слова - это ваша проблема", - подытожил Пархоменко.
Одобрительным гулом встретила площадь Евгения Киселёва. Знаменитый телеведущий, в отличие от своих товарищей, не стал зацикливаться на деньгах, заявив, что "страх перед наступлением на правду оказался сильнее самого наступления". Это и не удивительно. В своё время, завершив карьеру на НТВ, временно трудоустроился на телеканал ТВС, являющийся собственностью МНВК. Последствия его правления на телеканале владельцы МНВК расхлёбывают до сих пор. Дело тут вот в чём. Киселев, будучи главным редактором ТВС и рассорившись к тому времени с Гусинским, находясь в Лондоне, откликнулся на предложение о встрече с Борисом Березовским. В процессе переговоров родилась сделка: Березовский финансирует руководство ТВС в размере 5,5 млн. долларов, а ТВС обязуется "подсвечивать" в своих информационных выпусках деятельность созданной Березовским партии "Либеральная Россия". Что интересно, на встречу с Березовским в Лондон поехал не близкий к Киселёву Антон Арес, традиционно решающий все вопросы финансового характера, а Виктор Шендерович. Деньги благополучно переехали в Россию, но до телеканала так и не дошли. У "Либеральной России" начались проблемы с Минюстом, и некогда тёплые отношения между Киселёвым и Березовским зашли в экономический тупик с политическим подтекстом. Последний, как следовало догадаться, не получил ни рекламы партии, ни денег.
Прибывшие на митинг москвичи старательно выслушивали ораторов и не понимали, чего же им не хватает. И им самим, и ораторам. Ну с выступающими всё понятно - на двух радиостанциях заработок гораздо ниже, чем на трёх телеканалах, а вот чего народу-то делать? На этот вопрос отвечали ведущие митинга - мальчик и девочка. "Если мы не будем свободны, мы будем слушать одну и ту же музыку", - восклицала девочка, на поверку оказавшаяся соратницей лидера "Молодёжного "Яблока" Ильи Яшина, прогуливавшегося позади сцены и о чём-то переговаривавшегося с сотрудниками милиции. Давайте вместе скажем: "Я свободный человек", - обратилась к народу девочка и толпа нестройно застонала: "Я свободный человек, я свободный человек...".
В целом же, народ откровенно скучал и даже сборщики подписей под обращением в "защиту чего-то там" не вызывали особого энтузиазма у зрителей. Впрочем, общую скуку мероприятия немного развеяли, те, кого принято называть провокаторами.
Мимо группы конспиративного наблюдения из "Яблока", тщательно отслеживающей всех, кто, по их мнению, пришёл на митинг несанкционированно, каким-то загадочным образом сумели просочиться идейные противники организаторов мероприятия - активисты движения "Россия молодая". Но едва ребята развернули плакаты с надписями "Защитим СМИ от олигархов", "Журналист будь патриотом", "Вернем себе СМИ, прогоним дядю Сэма" - проворонившая провокаторов группа независимых наблюдателей, тут же просигнализировала милиции о наличии на митинге террористов, планирующих сорвать мирный ход мероприятия. Террористы были схвачены и препровождены в отделение милиции, а в толпе ещё долго шныряли молодые люди, внимательно слушающие, не подпускает ли кто в народ крамольных слухов.
Впрочем, сам митинг продолжался минут 40, так что если провокаторы и были, то привести в исполнение свои коварные замыслы явно не успели. А посему всем - и сторонникам, и противникам свободы СМИ, - оставалось лишь последовать совету Хрюна Моржова и Степана Капусты. "Мы уходим в никуда, громко хлопнув водки", - пропели портреты двух телегероев, призвав всех последовать их примеру.
Михаил Берлянд