Когда руководитель занимается не своим делом, это, разумеется, сказывается на ситуации в организации. Босс постепенно отрывается от реальности, начинает играть в некую «свою игру» и постоянно пытается доказать, что он – единственный и неповторимый. Непонимание соратников (даже неозвученное) еще больше подстегивает его к скандальным демаршам, которые он представляет исключительно как высшее проявление своей оригинальности и таланта.
Обыватель может наклеить не такого руководителя массу ярлыков, но психологи полагают, что за подобным поведением нередко стоит просто ошибочный выбор профессии. Человеку дано одно, а он по каким-то стечениям обстоятельств попал «не в свою струю». Вот и мучается бедолага, доставляя проблемы и себе, и окружающим.
Известный политтехнолог и галерист Марат Гельман считает, что лидер партии «Родина» как раз оказался в подобной ситуации. Учитывая это обстоятельство, он готов предложить Дмитрию Рогозину работу, где он может сделать себе блестящую карьеру.
Марат Гельман, галерист:
Уже ни для кого не секрет, что новым лидером «Родины» станет Саша Бабаков, потому что альтернативой может являться только коллективное руководство. Никакого другого такого яркого человека там нет.
Убирать Рогозина и ставить радикала Савельева, являющегося сейчас практически вторым человеком в партии, – это была бы странная комбинация. Насколько я понимаю, Дима Рогозин – человек в общем-то безыдейный, и его движение в сторону ксенофобии пошло не без активного участия Савельева. Поэтому, в той или иной степени, этот радикал виноват во многих бедах Рогозина. Я бы не месте «родинцев» вообще бы его из партии исключил. И это было бы правильным.
Партия, скорее, наблюдала за деятельностью Рогозина, чем обсуждала и осуждала ее. Люди, которые шли в партию, шли в «Родину» именно как в респектабельную организацию, у которой иной взгляд, чем у «Единой России», но она имеет определенные отношения с Путиным. А попали эти люди в совершенно другую организацию.
«Родина» подняла на щит ксенофобские лозунги, которыми разозлила политическое руководство страны. В результате таких рискованных шагов Рогозина члены партии, вступившие в нее именно как в респектабельную организацию, оказались за бортом политики. А ведь организация, куда они вступали, была призвана обеспечить им именно участие в политической жизни, а теперь выяснилось, что Рогозин им помеха. Теперь перед «родинцами» стоит альтернатива: либо исчезнуть как партия, либо выбрать другого лидера. Поэтому, думаю, сейчас им надо переизбирать руководителя.
Шаги по объединению с ОГФ Гарри Каспарова не было решением партийцев. Там была небольшая группа людей, которая проталкивала эту идею. Рогозин, Савельев, Чуев и еще ряд персонажей двигали «Родину» к пропасти. Сами же члены партии не видели себя ни «оранжевой силой», ни намеревались уходить в тотальную оппозицию. Долгое время им казалось, что идет какая-то согласованная с Кремлем игра, так как Рогозин себя презентовал именно как особо приближенного человека Президента.
Когда они узнали, что это не игра Кремля, а просто самозваные действия персонажа – они испугались. И этот испуг как раз и станет основным мотивом голосования за нового лидера в течение самого ближайшего времени.
И еще об игре. Было время, когда Рогозин говорил соратникам, что надо исполнять задачи, поставленные властью. Причем, никто не знает, били ли это задачи, поставленные властью, или же их придумал сам Дима. Под этим якобы «прикрытием» Рогозин и расправился с Глазьевым. Естественно, Глазьев этого не забудет.
Насколько мне известно, сейчас Дима уже подбирает себе новое место работы. По профессии он – тележурналист, а по жизни, скорее – оратор, чем писатель текстов. Но рерайтеров для него можно всегда найти.
«Родинцам» на данный момент необходимо четко понять, что для них есть реальная альтернатива, и альтернатива очень простая – всего из трех вариантов.
Они либо должны убедить нас всех в том, что идет не формальная смена лидера, а обновление партии с идеологической дискуссией. Ведь под руководством Рогозина линия партии была четко заявлена, и весьма резкая, были сформированы определенные идеологические позиции и принципы. Если члены «Родины» считают их неверными, неправильными – они должны их раскритиковать и осудить. И это должны быть внятные и очевидные процессы.
Вторая альтернатива – смена лидера «Родины» без такого очищения. И тогда партия просто окажется партией на продажу. Есть юридическое лицо, документы в порядке. Перерегистрируют. Возможно, найдется покупатель.
И третий вариант – это ликвидация, массовый исход из партии. Ведь «Родина» формально состояла из нескольких групп, на которые она может распасться.
Одна из самых первых и самых многочисленных таких групп – это группа Денисова, опирающаяся на Ассоциацию студенческих профсоюзов. Насколько я понимаю, «денисовцы» на лидерство не претендуют, а проталкивают идею руководства, состоящего из шести-семи сопредседателей. Денисов не стремиться к личному лидерству, потому что лидер – это человек, берущий на себя персональную ответственность, включая финансирование. А к этому он, я так понимаю, не готов.
С точки зрения пиара и грядущих выборов, существование одного яркого лидера, естественно, для партии предпочтительнее. Но в этой конкретной ситуации, в которой сейчас находится «Родина», думаю, что яркий лидер – это, скорее, опасность, потому что он будет вынужден либо жестко критиковать предыдущее руководство, либо принять на себя идеологическое наследство. С моей точки зрения, сейчас идеальный вариант, когда придет промежуточный человек, которым Бабаков и является. Этот человек который проведет серию переговоров для партии, в результате которых у партии появится новый лидер, которого мы сейчас не знаем.
Сегодня уход Рогозина устраивает всех. Вообще если посмотреть на политическую биографию Рогозина, он со всеми расстается в конфликте. Некоторые – наоборот: покидая организацию улаживают отношения. А Дима вышел из КРО в конфликте с Лебедем, рассорился с Бабуриным из «Народной воли» и Гудковым из «Народной партии». Поссорился с Лужковым. То есть он отовсюду уходит, оставляя за собой скандальный след личностного конфликта.
Вообще политическая элита России состоит из людей, в разное время конфликтовавших с Рогозиным. И никто об его уходе особо сожалеть не будет.
Сейчас наступит некоторое затишье, и все будут смотреть, что произойдет. Никто не будет вступать в «Родину», потому что зачем вступать в организацию, которая идет в сторону ликвидации. И если Бабаков возглавит партию, все будет зависеть от того, какую позицию он займет.
На мой взгляд, сейчас Глазьев может вернуться к Зюганову, чтобы там возглавить свой политический проект. Думаю, его примут, если он этого захочет.
Но вообще - это, конечно, несколько ироничное предложение - я бы предложил Глазьеву вернуться в науку, а Рогозину – в журналистику. Если бы я делал какой-то телепроект, то я бы взял на работу Рогозина. Он действительно человек яркий, талантливый. Но, может быть, плохой политик. Зато как телевизионщик он бы мог сделать карьеру. Он был бы не хуже Доренко – при определенных обстоятельствах.
В отличие от печатной журналистики, где требуется глубокий склад ума, в журналистике телевизионной важно умение реагировать. Важна живая реакция, ум, может быть, не очень глубокий, но острый. И Рогозин, безусловно, обладает этими качествами. Все остальное может быть легко заменено коллективной работой.
Беседовала Ярослава Крестовская