То, что в старом либеральном лагере много разногласий – всем известно. Желание Григория Явлинского постоянно утверждать свое «Я» доминирует практически всегда и везде, даже когда очевидно обратное. После мартовских выборов мнения «держателей партий» опять разошлись.
Анатолий Чубайс был в шоке от совместных с «Яблоком» итогов электорального марафона, которые даже не дотянули до отметки проходного барьера. «Результат плохой, какие сомнения. Проиграли, очевидно, оценка отрицательная», - заявил он «Интерфаксу». Зато Григорий Явлинский оказался вполне доволен. В интервью радио «Свобода» он, к удивлению многих, сказал: «Полученные 4 процента в Калининграде и в Саратове – более 4,3 процента мы расцениваем как оптимистический результат в этих условиях, умеренный результат. Умеренный оптимизм можно выразить, неплохие это результаты».
Результаты, может, и неплохие – например, в сравнении с рейтингом Михаила Касьянова, который колеблется от одного реального до двух мифических процентов. Но всерьез назвать их даже удовлетворительными уж никак нельзя. Хотя, если результатом считать возможность просто попиариться – тогда, конечно, другое дело.
Предлагаем вниманию читателей мнения политологов, высказанные на тему прошедших выборов в интервью «Электорату. Инфо».
Вячеслав Никонов, президент Фонда «Политика»:
Неожиданностью было только то, что правые – СПС и «Яблоко» – вообще нигде не прошли: ни в одном регионе, где состоялись выборы. Провалились они и в Нижнем Новгороде, который в последнее время уже не являлся оплотом либерализма. Как известно, Климентьев побеждал там гораздо чаще, чем Немцов.
Но главная причина провала правых – это отсутствие у них единства. «Яблоко», СПС и другие привлеченные ими небольшие организации действуют абсолютно разрозненно, а в некоторых местах вообще бойкотируют избирательный процесс. Отсутствие единства является главной бедой всей либеральной политики. Кроме того, позиция, которую они заняли в последнее время, – более массированная критика Путина – конечно, не встречает сейчас поддержки в электорате.
Что касается успеха партии пенсионеров без Гартунга, то Гартунг вообще не был какой-то крупной политической фигурой. А сама партия пенсионеров являлась структурой, которая объединяла разного рода региональные партии пенсионеров, которые на самом деле являются достаточно сильными в некоторых регионах. То есть это отражение силы отдельных партий в регионах. И Гартунг здесь абсолютно не при чем. Он был просто менеджером этого проекта.
Результаты «Единой России» - это нормальная ее доля в электорате. Все абсолютно предсказуемо.
Сергей Колмаков, вице-президент Фонда развития парламентаризма:
Этот политический провал произошел по целому ряду причин. Не только потому, что за правыми окончательно закрепилось определение «старых партий», которые связаны с многочисленными проблемами в стране. Невнятная попытка каким-то образом объединиться и прийти к какому-то общему знаменателю, кроме осуждения, как они говорят, режима Путина, ни к чему не привело.
Даже в «кузнице либерализма» СПС и «Яблоко» провалились. В Нижнем Новгороде «правые» исторически имели определенную фору. Но они совершенно не смогли ей воспользоваться.
Сейчас у СПС и «Яблока» - серьезные проблемы с кадровым потенциалом, особенно – в регионах. Значительная часть региональных членов, в том числе и спонсоров, связана с бизнесом. Но деловую элиту не устраивают многие партийные нововведения, нацеленные не на конструктивную деятельность, а на протестность и популизм. Сейчас партийцы, которые хотят участвовать в политике, находят другие ниши, прежде всего ту же самую «Единую Россию».
Мне кажется, что в целом произошел слом старой партийной политической системы. В силу ряда системных факторов и введения нового избирательного законодательства складывается система доминантной партии. Произошел очень серьезный кризис как правого, так и левого фланга. Но правый был затронут в наибольшей степени, потому что он нечетко структурирован и не опирается на определенные социальные и возрастные группы. Поэтому я думаю, что такие результаты на выборах.
Успех партии пенсионеров без Гартунга объясняется названием партии. Это – находка. Партия зажила своей жизнью в том числе и из-за своего бренда. Это настолько точное попадание в определенную социальную группу. Здесь не требуется особенных идеологических выкрутасов, каких-то программ и т. д. Коммунисты нагружают свою идеологию социалистическими постулатами, а это нравится далеко не всем пенсионерам.
Также за партию пенсионеров также нередко голосует протестный электорат.
Валерий Хомяков, директор агентства прикладной и региональной политики:
В тех регионах правые, наверное, исчерпали свои электоральные ресурсы. А лидеры СПС и «Яблока» даже не пытаются использовать эффективные технологии. Надо все-таки выставлять во главе региональных списков какие-то паровозы. В частности, мог бы Явлинский возглавлять списки нижегородских демократов. Или тот же Никита Белых: он, может быть, менее известен, но в нем и негатива меньше. Жириновский так действует и весьма успешно.
Но лидер должен нести и ответственность. Вот Жириновский, несмотря на его шутовство, ведет себя достаточно грамотно как лидер партии. Он возглавил список в Москве. Список не прошел, но, тем не менее, он взял на себя ответственность, это вызывает уважение внутри партии. Также избиратель все-таки видит знакомого человека, которому он может симпатизировать и за которого отдает свой голос, даже понимая, что тот завтра откажется от мандата в пользу одного из партийных активистов.
Мне кажется, нашим либералам и демократам нужно взять эту тактику на вооружение и готовиться уже к следующему единому дню голосования. И эта тактика могла бы быть успешной. Особенно это важно для Никиты Белых, которому помимо этого необходима еще и общероссийская известность. Именно таким образом он бы стал более известным, участвуя во всех избирательных кампаниях. Пользуясь правом кандидата, агитировал бы за себя в Рязани, в Калуге, в Костроме, в Иванове или еще где-то. Естественно, при такой тактике надо нести ответственность – как за победу, так и за поражение.