Статьи

Мы говорим «Родина», подразумеваем — Ходорковский?

09 марта 2006 16:05

Лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин, давно и весьма громко рассказывающий всему свету о своей неизбывной «ненависти к проклятым олигархам», тем не менее, на деле выступает проводником самых что ни на есть олигархических идей. В этой связи небезынтересно было бы узнать о его связях с ныне опальным олигархом Михаилом Ходорковским. Не исключено, что «наезд» кремлевской администрации на ЮКОС и последующий арест и осуждение Ходорковского прервали денежный ручеек в партийную кассу «Родины», что и подорвало финансовое положение и самого Рогозина, и всей партии.

- Олигархи будут счастливы раскошелиться! – сказал как-то Дмитрий Олегович, имея в виду, что небедные люди начнут рьяно поддерживать «Родину» после ее победы хотя бы на выборах в Мосгордуму. И, казалось, эта победа не за горами. Однако неумелые действия самого Рогозина и его ближайшего окружения фактически сорвали предвыборную кампанию «Родины» в Москве: московская региональная организация «Родины» в самый канун выборов не имела денег даже на выпуск собственной газеты, и материалы партии публиковались – небесплатно, конечно, - в одиозной газетке «Завтра».

Правда, сразу после сокрушительного поражения на выборах в Москве (а «Родину» снимали с выборов и в регионах – например, в Калининградской, Оренбургской, Нижегородской и еще нескольких областях страны), Дмитрий Олегович со свойственной ему гибкостью резко изменил тон. Сегодня он не ругает олигархов, сегодня он опять «на стороне Путина» (вспомним, еще в апреле 2005 года Рогозин и слышать не хотел о том, что «Родина» - это коллективный Путин», хотя это определение принадлежит самому Рогозину, и было выдано в свет в начале существования «Родины»). Более того, сегодняшний Рогозин прямо запретил членам своей партии критиковать и путинскую администрацию и… ЮКОС!

В чем же причина столь быстрого поворота Рогозина на сто восемьдесят градусов?

Быстро сообразив, что опора на маргинальные слои электората обрекает партию на провал и исчезновение с политической арены России, Рогозин вдруг заговорил о «конструктивной оппозиции», о желании сотрудничать даже с «единороссами», которых Дмитрий Олегович, судя по его выступлениям в 2005 году, «на дух не переносил». Он перестал ругать олигархов, и даже не позволял себе злорадствовать над печальной судьбой Михаила Ходорковского. Возможно, Рогозин проникся идеями Ходорковского, изложенными в его книжке «Левый поворот», и теперь будет претворять эти идеи в жизнь?

В любом случае, Рогозин, желая реанимировать «отключенную» им же «Родину», сегодня вынужден резко изменить и политический лексикон, и своих союзников. Повышение градуса радикализма больше не входит в планы Дмитрия Олеговича – отныне он сменил имидж «горлана-главаря» (правда, приезжавшего на митинги маргиналов в 600-м «Мерседесе») на прилизанный образ политкорректного пай-мальчика, общающегося с Кремлем по принципу «чего изволите-с?». В этом нет ничего удивительного, если вспомнить историю рождения «Родины» и причину появления этой партии, призванной нивелировать отрицательную политическую энергетику КПРФ и ЛДПР. Заодно Рогозин резко прекратил выступать с антисемитскими заявлениями, - хотя печально знаменитое письмо в Генпрокуратуру с требованием запретить в России любые еврейские организации исходило именно от госдумовской фракции «Родины», возглавляемой Рогозиным.

Отчего Дмитрий Олегович вдруг возлюбил евреев сразу после поражения «Родины» на московских выборах в декабре 2005 года? Отчего перестал обливать помоями олигархов и Кремль? Ответ напрашивается сам собой: Рогозину необходимо заручиться политической поддержкой Кремля и финансовой помощью… олигархов! Такая гибкость, граничащая с беспринципностью, уже оттолкнула от Рогозина многих «родинцев». А «гибкость» Дмитрия Олеговича будет только усиливаться, и это не пойдет на пользу ни ему самому, ни «Родине». Рогозин объективно ставит себя в ситуацию «политического трупа» - он уже вынужден подыгрывать и Кремлю, и олигархам, поскольку кусать дающую руку как-то не принято даже в среде «родинцев». А значит, политика и идеология «Родины» просто обязана была резко измениться уже в начале 2006 года. Что и произошло. Это тем более логично, что «Родина» стоит на пороге своего очередного, 6-го съезда, на котором Рогозину придется выдержать пресс обвинений в свой адрес за «странную» предвыборную кампанию, ранее объявленную самим Рогозины «показателем популярности партии и репетицией предстоящих выборов в Госдуму». 6-й съезд «Родины» в канун выборов в Государственную Думу России может стать историческим для «Родины», стоящей сегодня перед выбором: либо партия гибнет вместе с Дмитрием Рогозиным, либо – меняет лидера и пытается вновь занять достойное место в списке политических партий страны.

Иван МАКАРОВ.

Петр Дерябин