Мы требуем от власти ответственности за свои действия! Похоже, именно так можно сформулировать позицию работников Омского радиозавода им. А.С.Попова, решившихся на беспрецедентный в истории России шаг – помочь местной власти в том, о чём она так давно мечтала. Власть от помощи отказалась. Более того, всеми возможными силами отбивается от неё. Причём действует в основном партизанскими методами, исподтишка, стараясь побольнее ужалить тех, кто отважился советовать ей как жить и работать.
Загадочная вера русских людей в «авось» всегда поражала иностранцев. Авось сбудется… авось получится.. авось… У известного поэта Игоря Губермана есть такой гарик: «Я верю в совесть, сердце, честь любых властей земных. Я верю, что русалки есть, и верю в домовых». Мало кто из нас верит в то, что избранный им мэр или губернатор будет выполнять свои обещания. Мало кто верит, что следующий, сменивший того, что не выполнил, окажется верным своему слову. Но при всё при этом, покорно бредём к избирательным урнам… авось… «а ежели не получилось, то сами виноваты, что выбрали такого, в следующий раз будем умнее» - убеждаем мы себя вновь и вновь. А власти только этого и надо. Они же не виноваты, что их выбрали, так народ решил, вот пусть он и несёт ответственность за свой выбор.
И этой своей привилегией власть пользуется на все 100%. Особенно хорошо это видно, когда дело касается разграничения полномочий и сфер ответственности. Вот, например, жалуются люди недостаток пассажирского автотранспорта. Обращаются к мэру. А тот в ответ: не мэрское это, дескать, дело, такие вопросы решать, идите к губернатору. Губернатор же, в свою очередь, переадресует это вопрос обратно мэру. Вот и продолжается этот теннис с взаимными отсылками друг к другу, пока либо ишак не сдохнет, либо падишах.
Сейчас идёт спор между противниками и сторонниками назначения губернаторов. Первые говорят об уничтожении демократических устоев, вторые – об укреплении вертикали власти.
На недавней встрече президентов России и США в Братиславе, зашёл разговор как раз о демократии, точнее, о её невыразительности. В частности Джордж Буш выразил российскому президенту свою озабоченность по поводу его действий по подавлению политической оппозиции и, не позволяя себе жёсткую критику, сослался на уникальность российской истории. На что Путин ответил, что « мы не стремимся к какой-то особой российской демократии, мы будем уважать ее фундаментальные принципы, но они должны быть адекватными сегодняшней ситуации в России, нашей истории и традициям ». Фактически это означает, что государство, выстраивая вертикаль власти, выстраивает схему ответственности чиновников высшего эшелона перед своим народом, не допуская при этом опасности «крушения государства и обнищания народа».
Тема назначения губернаторов поднималась ещё в прошлом году и глав регионов собирали на совещание для обсуждения этой инициативы. "В Москве десять префектов, их назначает мэр, от этого городу плохо не стало. – высказал свою точку зрения Юрий Лужков. – Мы видим довольно много примеров, когда во главе исполнительной власти регионов появляется человек, ни сном, ни духом не знающий, что делать, но интересный, юмористичный, необычный, экстравагантный, а нужны люди, которые могут лучше служить своим гражданам», - подытожил московский мэр.
Суть этих предложений – двойной контроль за властью. С одной стороны, глава областного центра подотчётен губернатору, с другой – горожанам, через их представителей в местном парламенте. И именно об этом говорят заводчане! В законодательные органы депутаты должны избираться всенародным голосованием, поскольку в их руках находятся все инициативы и предложения законотворческого характера, напрямую влияющие на политику в регионе. Мэр – прежде всего управленец, следящий за тем, чтобы вверенное ему хозяйство процветало.
Таким образом, принцип прямого подчинения обеспечивает прозрачность власти, не даёт возможности и мэрам, и губернаторам безнаказанно действовать в рамках своего субъекта Федерации. В противном случае окончательно дискредитируется сама идея выборности и демократии. Администрация области, чувствуя свободу действий, устанавливает на территории области свои порядки, делающих невозможным появление любого инакомыслия. Так, как это происходит сейчас, в период выборов мэра и депутатов Заксобрания. Мы уже писали о том, что депутату от завода Попова мало того что попросту не находится место не то чтобы в телеэфире или в печати, выстраивается информационная блокада, но и просто создаются непреодолимые условия для встреч с избирателями. Причина одна: уж слишком выигрышно смотрится он на фоне прогубернаторских фаворитов. Жаловаться бесполезно – избирком дышит одной ноздрёй с губернской властью.
Так где же демократия? Демократия должна создавать равные условия для всех и для каждого. Демократия обязана предполагать меру ответственности высших должностных лиц перед народом. Демократия должна быть управляемой.
Некоторые региональные начальники пока сопротивляются приходу такой жёсткой демократии, не позволяющей им свободно и бесконтрольно распоряжаться федеральными и региональными ресурсами. Долго ли продлится их сопротивление – сказать трудно. С уверенностью можно констатировать лишь тот факт, что изменения грядут и они неотвратимы.
Игорь Кулагин