Статьи

Скандал в СПС:как травят неугодных журналистов

16 февраля 2006 15:09

Главный редактор информационно-политического вестника «Мосток» Римма Поляк выступила сегодня с открытым обращением ко всем демократическим партиям и организациям с просьбой дать оценку действиям руководителей аппарата ФПС СПС, которые грубейшим образом нарушают конституционные права граждан и журналистов. Приводим текст этого письма, в котором дается интересная информация о морально-этической стороне ангажированных нынешним руководством СПС журналистов из т.н. «ордена «Белых корабликов», без комментариев и изменений.

«В декабре 2005 г в подмосковном отеле проходил Совет СПС. Это было не проходное мероприятие, а знаковое. Поэтому я, как главный редактор независимого вестника, решила идти туда не кулуарно, в качестве гостя, а аккредитоваться официально. На сайте СПС висело объявление о том, что аккредитация для СМИ проводится по телефону (495) 956-63-25. Т.к. издаваемый мной вестник - это не «МК» и не «МН», я при аккредитации как всегда объяснила, что это за издание, уточнила, не будет ли проблем из-за того, что оно не зарегистрировано и, следовательно, у меня нет редакционного удостоверения. Указала все свои координаты и получила в ответ уверения, что все в порядке, я аккредитована.

Когда я приехала на Совет и подошла к столу для прессы, мне сказали, что меня в списках нет, а потом уточнили, что меня из списка вычеркнули. И что их начальник пресс-службы оставляет за собой право вычеркивать из списка регистрации, кого сочтет нужным. Я пыталась выяснить, почему произошло такое недоразумение. Но Совет уже начался и все, кто мог мне помочь, находились на нем с выключенными мобильными телефонами, меня же внутрь не пускали, охраняя от меня вход, как от террористки.

Первое желание было развернуться и уехать. Но я решила выяснить до конца, что же произошло. Поэтому я дождалась перерыва и созвонилась с редактором федерального сайта СПС Шавшуковой Натальей. Она вышла ко мне, была крайне удивлена происшедшим. К кому-то ходила, выясняла, потом сказала молодому человеку, сидящему за столом регистрации, что пусть запишут мои данные по паспорту и пропустят, сославшись при этом на кого-то, с кем она проконсультировалась. Но молодой человек не решился и побежал снова выяснять, можно ли меня пропустить, было похоже, что его кто-то очень строго проинструктировал. Затем пришел и сказал, что мне нужно еще подождать. В конце концов, вышел крупный мужчина в дорогом костюме и велел мне покинуть помещение, заявив, что без редакционного удостоверения я для него пустое место. Общаться с ним было сложно, представиться мне он отказался. Когда он ушел, я спросила юношу, сидевшему пунцовым от стыда за столом регистрации, кто же распорядился меня не пускать, и тот ответил мне, что это распоряжение Терехова.
До этого я Терехова в глаза не видела и поэтому подумала, что он и есть тот малоразговорчивый господин в дорогом костюме. Но позже выяснилось, что выгонял меня, по распоряжению Терехова, начальник охраны СПС.
Я проглядела список допущенных СМИ, он оказался небольшим, там было несколько крупных изданий и интернет-газета "Каспаров.ру".
Я думаю, что происшедшее на Совете СПС было не недоразумением, спешкой или досадной ошибкой. Я почти уверена, что Терехов хорошо знал, кого он вычеркивал из списка, хотя лично мы не были с ним знакомы. Издание «МОСТОК» не престижное с его точки зрения и не ангажированное, т.е. будет писать беспристрастно. Небольшой список допущенных СМИ свидетельствовал о том, что служба общественных связей в принципе не сделала ничего, чтобы важное событие в партии «Союз Правых сил» получило широкое освещение в прессе.

Я описала все происшедшее на Совете СПС в ЖЖ
( http://rimona.livejournal.com/19634.html ), этот текст вызвал отклик в журналистском сообществе и был перепечатан несколькими электронными СМИ. Руководитель службы общественных связей СПС Денис Терехов заявил, что он тут не причем, что меня он знать не знает, но при этом проговорился, что выгонял меня на Совете СПС начальник охраны СПС (значит, Терехов все-таки был в курсе ситуации). Извиняться Терехов не стал. Более того, на меня накинулась с оскорблениями и поучениями 17-летняя журналистка Каримова, сотрудница интернет-газеты "Каспаров.ру", за что получила публичное "большое спасибо" от Терехова. Кстати, я не уверена, что Терехов не врет, говоря, что слыхом не слыхивал о "МОСТКЕ", потому что вестник выкладывается в федеральном офисе СПС, широко распространяется силами МО СПС и редактор сайта СПС печатается в нем. Одно время баннер "МОСТКА" висел на главной странице сайта СПС, потом его убрали. Моей ошибкой было не спросить фамилию того, кто внес меня в список аккредитованных изданий. Возможно, это был сам Терехов, заявивший впоследствии в присущей ему хамской манере, что мало ли куда я могла звонить.

Когда в феврале 2006 г. Терехов стал организовывать интернет-конференцию Никиты Белых по поводу презентации его личного сайта и дневника в ЖЖ , я обратилась к руководителю службы общественных связей СПС с вопросом, если я позвоню по указанному им телефону по поводу аккредитации, пустят ли меня на этот раз. Мне важно было не присутствовать на этом не особо значимом мероприятии, а понять, какой сделал вывод Терехов после скандала и изменил ли он свою позицию по отношению к малотиражным демократическим изданиям. Терехов заявил, что без редакционного удостоверения меня не пустят. И тут же дал добро на присутствие фотокорреспонденту из молодежного электронного журнала «Игры разума», у которого тоже нет удостоверения от своего издания, потому что оно, как и «МОСТОК» не зарегистрировано. Естественно, я возмутилась, увидев такой странный подход при отборе прессы, основанный на личных связях и симпатиях господина Терехова. В ответ Терехов перешел к оскорблениям, назвав меня «тяжело больной». Причем, это был разговор об аккредитации редактора издания на мероприятие СПС с официальным лицом партии СПС.

Я трижды предложила ему объяснить свою позицию и извиниться, предупредив, что в обратном случае предам этот конфликт публичной огласке. Терехов ничего объяснять мне не посчитал нужным и не извинился. После этого я написала и разместила в ЖЖ текст "Момент истины" ( http://community.livejournal.com/ru_sps/91085.html ). Оскорбления, посыпавшиеся на меня в комментариях к этому тексту, были настолько дружны, причем, в них приняло участие весьма ограниченное число людей (но они брали количеством комментариев), что это очень походило на организованное мероприятие. Это был шквал мата, оскорблений в адрес вестника и меня лично, передергивание фактов, описанных мной, а в конце Терехов поблагодарил всех участников за этот грязный флешмоб, и еще раз еще более цинично и гадко, чем в первый раз, оскорбил меня. Ну а его " Спасибо, дорогие френды, за поддержку " в адрес матершиников выдало его с головой, сразу стало очевидно, кто был вдохновителем и организатором грязных комментариев
( http://1447.livejournal.com/56084.html ). Учитывая, что среди этих «дорогих френдов» были совсем молодые люди, я считаю, что такая тактика Терехова – моральное растление молодых сторонников СПС.

А теперь я перечислю с учетом Закона РФ о СМИ те ситуации, где Терехов грубо нарушил права читателей вестника "МОСТОК" и мои права журналиста и издателя, а также проявил вопиющий непрофессионализм, дискредитирующий всю деятельность СПС по связям с общественностью.

1. Печатное СМИ до 999 экз. (тираж вестника «МОСТОК») может не регистрироваться в Минюсте, обладая всеми правами периодического СМИ, но при этом не обладая правами юридического лица, например, правом выдавать удостоверения. Таким образом, отказ в аккредитации печатного СМИ со ссылкой на отсутствие редакционного удостоверения незаконен. Ознакомиться с изданием, если о нем не было известно ранее, руководитель службы общественных связей мог по указанному мной адресу сайта, где выложены все номера вестника и сведения о редакции.

2. Аккредитация на мероприятия, проводимые организацией, проводится согласно тем правилам, которые эта организация устанавливает. СПС установило аккредитацию по телефону, при этом нигде не было указано письменно и не было мне сказано устно, что заявку на аккредитацию будут предварительно рассматривать и потом ответят, внесут издание в список аккредитованных или нет. Следовательно, вычеркивание издания постфактум - нарушение собственных правил аккредитации и моего права журналиста на получение информации, хотя я соблюла все формальности, заранее дав о себе все сведения и подав заявку по телефону и получив ответ о том, что меня внесли в список аккредитованных журналистов.
Также нарушены этим права читателей вестника на получение информации.

3. Терехов проявил избирательность при отборе СМИ на мероприятии по поводу презентации сайта Белых. Он отказал мне на основании отсутствия удостоверения и тут же удовлетворил заявку журналиста из другого издания, у которого также не было удостоверения, т.к. издание, которое он предоставляет, не зарегистрировано.

4. Терехов нанес мне личные оскорбления при общении со мной в качестве руководителя службы общественных связей СПС. Вот его ответ:

«Чтобы в свою очередь поставить точку в этом споре, также процитирую Закон РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г.:

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
Статья 7. Учредитель
...
Не может выступать учредителем:
гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным.
...
Римма, не нужно редакционного удостоверения, принесите справку...»
http://1447.livejournal.com/56084.html


Не так давно из партии СПС Федеральный Политсовет изгнал Жаворонкова с формулировкой «за нанесение политического ущерба партии». Все происшедшее со мной и издаваемым мной вестником наглядно демонстрирует, что самый сокрушительный политический ущерб партии наносит деятельность Терехова на должности руководителя службы общественных связей СПС.

Деятельность Терехова можно истолковать и более широко. На фоне зачисток независимой прессы и телевидения и урезания права на свободу слова в России осталось очень мало демократической прессы, которая была бы по-настоящему независимой и неангажированной и отстаивала интересы гражданского общества, предоставляя ему объективную информацию о событиях в политической жизни страны. Вестник «МОСТОК» одно из немногих таких изданий. Терехов и его команда «френдов» делают все, чтобы, во-первых, перекрыть доступ к информации о партии «Союз правых сил» для «МОСТКА», а во-вторых, вообще уничтожить это издание, нанося ему через Интернет серьезный репутационный ущерб, обливая грязью и дезинформируя общественность о самом издании и его главном редакторе.
Хочу подчеркнуть, что считаю все происшедшее не частным конфликтом, а принципиальной позицией наемного менеджера, работающего в аппарате СПС и при этом являющегося членом этой партии, которую он занял по отношению к малотиражной независимой общественной прессе.

Надеюсь, что позиция одного из членов партии не является позицией самой партии и что в СПС сумеют найти более подходящую кандидатуру на столь важную для имиджа либерально-демократической партии должность, как руководитель службы общественных связей.
Лидер СПС Никита Белых назначил мне встречу, ответив так на мое обращение в его ЖЖ к нему прокомментировать эту ситуацию. Я надеюсь, что мы сумеем найти с Белых общий язык, т.к. цели у нас общие, и либерально-демократическая партия не может не быть заинтересована в сотрудничестве с изданием, которое является голосом активной части гражданского общества.

Но не менее важным мне кажется, чтобы эта ситуация получила широкую огласку и была прокомментирована демократическими общественными организациями. Такие деятели, как Терехов, встречаются в аппаратах демократических партий и общественных организаций. Ущерб, наносимый ими имиджам партий в глазах общества, очень велик. Я уверена, что случай, произошедший со мной, не первый и не последний. Просто у меня хватило терпения не спустить ситуацию на самотек, т.к. я убеждена, что защищаю этим права всей независимой прессы. Нельзя строить отношения между СМИ и партиями на уровне личных договоренностей, игнорируя законы страны и права граждан.

С уважением,
Главный редактор вестника «МОСТОК" Римма Поляк

Петр Дерябин
Популярное