Статьи

Американский фонд "Евразия", финансирующий российских правозащитников, уличён в шпионаже

23 января 2006 09:38

Представительство американского фонда "Евразия" сворачивает свою деятельность в России, сообщил 23 января президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов. Он пояснил, что к фонду "Новая Евразия" перешла часть программ, которые реализовывал в России американский фонд.

Вечером 22 января телеканал "Россия" в программе "Специальный корреспондент" показал кадры оперативной съемки, а также комментарий сотрудников ФСБ, доказывавших факт разведывательной деятельности нескольких сотрудников посольства Великобритании в Москве против РФ.

Передача началась с вводного комментария Аркадия Мамонтова: "На территории Российской Федерации функционируют тысячи неправительственных организаций, из которых только 92 имеют официальную регистрацию в Министерстве юстиции. Большинство из них финансируются под патронажем общественных организаций США и НАТО.
Неправительственные организации нужны, как контроль общества за властью и чиновниками. Но контроль за властью должен осуществлять людьми неподкупными, которые радеют за интересы своей Родины, а не чужой страны".

Как утверждают авторы передачи, в конце 2005 года сотрудникам ФСБ России удалось выявить группу британских шпионов, работающих под прикрытием посольства своей страны. Специалисты ФСБ обнаружили необычные технические средства, примененные британцами впервые в истории спецслужб.

А главное, сообщили корреспонденты, "в том, что один из британских дипломатов, вернее шпионов, оказался связан с некоторыми российскими неправительственными общественными организациями".

Согласно оперативной информации ФСБ, которую предоставил один из сотрудников спецслужбы, 30-летний секретарь-архивист британского посольства Кристофер Пирт, работающий в России с 2002 года, установил в московском сквере тайник, замаскированный под камень.

Оперативники решили, что это обычный классический "тайник-контейнер", однако когда его просветили рентгеном, оказалось, что внутри находились аккумуляторные батареи, а также принимающее и передающее устройство. Оборудование специальными шурупами прикручено к стенкам камня, чтобы исключить всякое внешнее воздействие, и залито особым герметиком для того, чтобы не проникала влага, заявил сотрудник ФСБ.

Завербованный британской разведкой в России человек проходил мимо "камня" с карманным компьютером, утверждают в ФСБ, и устройство считывало или передавало информацию от агента. Затем с таким же компьютером к устройству приближался британский разведчик, работающий под прикрытием посольства, и тоже считывал или оставлял информацию.

"Передача информации проходила за очень короткий период времени - одну-две секунды и с расстояния 20 метров. Засечь передачу практически невозможно, однако нашим контрразведчикам это удалось", - похвастались авторы передачи.

Кадры оперативной съемки, продемонстрированные телеканалом "Россия", зафиксировали возле тайника помощника официального представителя британской разведки в России Пола Кронтона, второго секретаря посольства Великобритании в Москве Марка Доу, и 32-летнего секретаря-архивиста Эндрю Флеминга. Последнего в передаче назвали "разведчиком-агентуристом", который работает в России с 2004 года.

Между тем Доу был назначен в посольство "не только вторым секретарем, но и координатором Фонда глобальных возможностей при МИД Великобритании", напоминают авторы программы. "Это значит, что Марк Доу был куратором некоторых российских неправительственных общественных организаций. Разведчик-агентурист Марк Доу по своей должности обязан был вербовать на службу британской разведке российских граждан. Имел доступ, и самое главное - неограниченные возможности, работать и контактировать со многими общественными деятелями в России. Через него же поступали деньги для некоторых неправительственных организаций", - подчеркивается в передаче.

Оперативники ФСБ показали ряд платежных документов, подписанных Доу. В частности, эти бумаги свидетельствуют о переводе 23 тысяч фунтов Московской хельсинкской группе и 5719 фунтов фонду Евразия "на развитие малотиражных независимых газет". "Деньги просто рекой - буквально каждый день", - настаивают источники журналистов в спецслужбах.

В качестве резюме авторы передачи отмечают, что свой деятельностью шпион Доу, работавший под прикрытием британского посольства, "сильно дискредитировал замечательную идею" о неправительственных организациях.

А.Кортунов сказал, что представительство американского фонда "Евразия" действительно получало британские гранты, в частности, на программы, связанные с повышением профессионализма менеджмента газет Центральной России. "Но между Россией и Великобританией есть соглашение о техническом сотрудничестве, и то обстоятельство, что грант подписывал какой-то чиновник, ничего не меняет в характере работы", - отметил А.Кортунов.

Он подчеркнул, что фонд "Евразия" работал в России с 1993 года. "В виде представительства западной организации представительство фонда во многом себя исчерпало. Для нас крайне важно работать с российскими партнерами и европейскими, и эти партнеры не всегда активно идут на сотрудничество с американской организацией", - сказал А.Кортунов, отметив, что у "Новой Евразии" - российский совет директоров и российские сотрудники. "Наш фонд работает по другим правилам игры, он не является представительством иностранной организации", - сказал А.Кортунов.

Естественно, в защиту шпионов и их друзей тут же встали правозащитники, получающие от них гранты. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева пояснила, что 23 тысячи фунтов, полученные организацией в 2004 году, - это грант на сотрудничество с Центром по правам человека в университете Эссекса. "Мы действительно имели грант от посольства Великобритании, но он закончился два года назад. Кто его подписывал, я не помню. И это не имеет значения, поскольку в то время мы сотрудничали с профессорами из университета города Эссекс, и этот грант касался разработки методического пособия по международным документам в сфере прав человека. Даже если этот грант подписывал человек, которого обвиняют в шпионской деятельности, какое это имеет отношение к Московской Хельсинской группе?" - сказала Алексеева.

Петр Дерябин