Слегка подзабытая тема о связи олигархов с политическими партиями неожиданно воскресла в начале января. Это не было бы интересно (факты участия так называемых экс-олигархов, оказывающих помощь различным политическим структурам, не отрицаются даже финансируемой стороной), если бы не одно обстоятельство: против олигархов выступил тот, кто сам был (прямо или косвенно) связан с ними.
Одно дело, когда в сомнительных связях с олигархами СМИ уличают демократов (по какому-то странному стечению обстоятельств, именно демократические партии оказываются в центре финансовых скандалов). В этом случае политики с "правого" фланга в качестве доказательств своей невиновности всю вину сваливают на нерадивых журналистов, выполняющих заказ противоборствующей стороны. Но когда на место этих самых "продажных" журналистов встаёт один из самых ярких и талантливых представителей либерально-демократической политической элиты, дело принимает совершенно другой оборот.
В центре скандала оказалось молодёжное движение "Оборона". Созданная весной прошлого года на основе молодёжного "Яблока", эта организация завоевала определённый авторитет не только в политических кругах, но и в глазах представителей СМИ, внимательно отслеживающих деятельность "оборонцев". В течение всего года "Оборона" умудрялась уходить от скандалов, в том числе и связанных с вопросами финансирования. Информация о том, что "Оборону" финансирует экс-ЮКОСовец Леонид Невзлин, проживающий в настоящий момент в Израиле, не тянула на сенсацию. Давняя финансовая история ЮКОС и "Яблока" была всем известна, хотя лидеров партии после того, как главу ЮКОСа Михаила Ходорковского объявили олигархом, нервно передёргивало при упоминании о связях между политической партией и нефтяной компанией.
Ликвидация основного источника финансирования, непопадание в Госдуму ставили партию буквально на грань выживания. Суммы, необходимые для дальнейшего функционирования организации, для обеспечения региональных выборных кампаний бывшие юкосовцы, сохранившие интерес к российской политике, они были предоставить не в силах, а на меньшее российский либеральный политбомонд не шёл. Но зато они были в силах прокормить менее прожорливые, но более эффективные организации, составленные преимущественно из не слишком прихотливой молодёжи. Поэтому уход Ильи Яшина с поста председателя молодёжного "Яблока" и основание новой структуры, куда и потянулась вся "яблочная" молодёжь, был, как полагали многие, связан как раз с предложением Леонида Невзлина.
Неофициальным куратором нового проекта была назначена доверенное лицо Невзлина политтехнолог Марина Литвинович, а организационную и методическую помощь оказали американские и европейские специалисты. Через некоторое время энергия Ильи Яшина позволила выйти "Обороне" из под опеки Литвинович, став полноправной, самостоятельной единицей политического процесса. За это время "Обороне" удалось избавиться не только от Литвинович, но и от Невзлина. Последний, впрочем, сам целиком и полностью переключился на продвижение Михаила Касьянова, оставив "Оборону" наедине с собой.
Такой поворот событий скорее огорчил, чем обрадовал "оборонцев", но раздувать из этого скандал было ещё хуже, и они ограничились лишь злобной критикой бывшего премьер-министра. Постепенно "Оборона" стала всё чаще принимать участие в акциях взрослого "Яблока", заслуживая таким образом прощения. В общем, возвращение блудного сына состоялось и нескольких "оборонцев" включили даже в избирательный список партии "Яблоко" на выборах в Московскую городскую думу, выделив некоторую сумму на ведение кампании.
Полный провал Касьянова с Демократической партией России привёл Невзлина к финансовому и политическому краху. И тот вновь обратился к "Обороне", не предполагая, что финансирование организации могло перейти в другие руки. Скорее всего о возможности выступления Невзлина в качестве спонсора организации намекнули редкие члены "Союза правых сил", также состоящих в "Обороне" - Юлия Малышева и Олег Козловский. Внутри СПС они входили в группировку Ивана Старикова, и хотя не последовали его примеру, когда Стариков вышел из СПС, чтобы вступить в Демократическую партию, председателем которой и намеревался стать Касьянов, но остались ему идеологически верны. Резкий отказ Яшина от предложенного варианта спровоцировал критику в его сторону со стороны Козловского, что, во многом, и стало причиной невыбора Яшина в руководящий состав организации.
Раздосадованный неудачей, Илья Яшин через своего пресс-секретаря распространил заявление, из которого следовало, что в "Обороне" раскрыт олигархический заговор, инициатором которого стали представители СПС. Спустя пару дней страсти улеглись и "оборонцы" выступили с примиряющим заявлением, в котором, тем не менее, не упустили возможность ещё раз запустить шпильку в Невзлина, а факт финансирования "Яблока" ЮКОСом расценил как "грехи отцов". Это вызвало яростную ответную реакцию со стороны Марины Литвинович, обвинившей Яшина во вранье. "Долгое время ЮКОС (Ходорковский, Невзлин) кормил "Яблоко". Оплачивал Явлинского, весь яблочный аппарат, регионы, партийную деятельность и т.д. То есть в том числе Яшина и его товарищей. - Пишет М. Литвинович в своём онлайновом дневнике, - А теперь Яшин спокойно так пинает Невзлина, потому что ему это надо "для пиару". Это нужно Яшину, чтобы "отмазаться", чтоб "себе не портить политическую карьеру".
Вставать в этой ситуации на ту или иную сторону невозможно, как невозможно симпатизировать яростной драке двух облезлых котов или кровавой разборке между преступными группировками. Но и отворачиваться, оставаться в стороне тоже не стоит. Вполне допустимо, что и Невзлин, и Яшин, и Явлинский, и многие другие, кто активно участвует в политической деятельности принимают для себя демократические ценности. Вопрос, как обычно, оказывается в цене, которую они готовы заплатить за свои убеждения. И когда убеждения выставляются на продажу, их ценность, равно как и ценность продавца, стремительно падает.
Лев Правин