Московские власти помогли российским либерал-демократам сохранить лицо перед избирателями.
Отказ мэрии г. Москвы в проведении многотысячного антифашисткого марша здорово выручил его организаторов, в число которых вошли представители широкого демократического фронта Москвы - от журналистки Евгении Альбац до зампреда партии "Яблока" Сергея Митрохина.
Не получив разрешение на массове шествие по Тверской, антифашисткая группа раздула скандал, напрямую обвиняя московские власти в содействии распространения фашизму. В обращении оргкомитета по проведению антифашистского марша говорится буквально следующее: «Мэрия Москвы, московские власти, лично мэр Юрий Лужков, возглавляющий список партии власти на выборах в Мосгордуму, запретили антифашистский марш. Тем самым власти всем нам дали понять, кого они считают своими союзниками. Антифашисты в их число очевидно не входят. Это позор! Такая власть – угроза выживанию страны и города. Власть, санкционировавшая марши фашистов и запретившая марш в стране, положившей 27 миллионов жизней в борьбе с фашизмом, такая власть – наш общий позор. Такую власть надо гнать!».
В порыве гнева антифашисты заявили, что не сдадутся и вопроки всему проведут пикет у мэрии, который будет, конечно, не таким массовым, как шествие, но другого выхода у них нет. Один из авторитетнейших московских демократов-антифашистов Николай Храмов, не упускающий случая создать массовку на любом мероприятии заявил: "пикет протеста у стен московской мэрии против запрета антифашистского марша также в свою очередь запрещен под смехотворным предлогом, что на площади у памятника Юрию Долгорукому не поместятся ни 50, ни даже 10 манифестантов. Это – произвол, причем произвол наглый и демонстративный, не стесняющийся уже ничего. Характеристика официальной Москвы как фашистского города, увы, подтверждается. Против такого откровенного попрания Законности и Права, законов – от Конституции до федерального закона об уличных шествиях, митингах, демонстрациях и пикетированиях, остается только одно оружие: оружие ненасилия и гражданского неповиновения. Исходя из этого, я все равно, не взирая на запрет, приду завтра к мэрии, чтобы явочным порядком воспользоваться своим конституционным правом на свободу манифестаций. Надеюсь – не один".
В своих гневных заявлениях московские демократы между тем "забыли" упомянуть об одной маленькой детали - власти Москвы, не рекомендовав проводить шествие, предложили вместо этого провести митинг численностью до 5 тысяч человек на площади Тверской заставы у Белорусского вокзала. Именно там традиционно проводят свои митинги коммунисты. Однако этой площади для демократов оказалось... много - и они назло властям решили ограничиться пикетом.
Как показывает практика последних лет, наибольший успех массовых митингов был у демократов в лишь летом этого года, когда им удалось собрать на Лубянке порядка 3-4 тысяч человек. Остальные мероприятия, и даже широко разрекламированный митинг-концерт на Пушкинской площади не смог собрать больше 500 защитников демократии. Сейчас же, на банальный марш, да ещё в сырую погоду организаторы шествия не надеялись и на это. Поэтому отказ в проведении марша сыграл им на руку, уберегая от неминуемого позора.
Ещё одним немаловажным фактором для сомнений в массовости акции стала изменившаяся политика демократов в отношении национал-большевиков. Практически все последние успези акций демократов были связаны с НБП, чби активисты и создавали массовость на демократических мероприятиях. Однако за несколько дней до марша, где в числе антифашистов упоминались и национал-большевивки, представители партии "Яблоко" выступили с резкими заявлениями в их адрес и заявив обсутствии каких-либо контактов с ними. Естественно, что в этом случае демократы теряли порядка 500 активных манифестантов, составляющих основу всей планируемой колонны.
Примечательно и то, что партийные лидеры "Яблока", СПС и ряда других демократических партий также не планировали появиться на марше. Так, например, Григорий Явлинский, по свидеетльству его пресс-секретаря, вообще не собирался присутствовать на митинге. Лидеры СПС также не выказывали желания митинговать. Отказалась от участия в марше и Ирина ХАкамада, а ряд других известных политиков вообще не знали о его проведении.
Станислав Чистов