Статьи

Левая, правая где сторона?

14 ноября 2005 02:20

Российскую оппозицию бросает из стороны в сторону, как парусный корабль в шторм. Либералы и демократы из СПС и «Яблока» блокируются с национал-большевиками Эдуарда Лимонова, но до дрожи боятся страшных «русских националистов», вышедших на мирную демонстрацию 4 ноября.

Эдуард Лимонов, в свою очередь, успокаивает своих новых друзей из демократического лагеря: «Их (ультраправых) не так много, чтобы представлять опасность. Организационно и политически они, как правило, бездарны. Однако никаких проступков эти люди не совершали и не совершают». Демократам впору бы насторожиться: эти слова звучат из уст человека, создавшего национал-экстремистскую партию.

Да, сейчас Лимонов буржуазен до мозга костей, он появляется на светских тусовках в сопровождении гламурной красавицы Кати Волковой, он обнимается с Гарри Каспаровым и учит политической премудрости молодых «яблочников». Но ведь совсем еще недавно тот же Лимонов приводил в пример своим соратникам Гиммлера, Геринга и Муссолини, и называл в числе главнейших врагов национал-большевизма «Большого Сатану» - США, мондиалистов Европы, объединенных в НАТО и ООН, а также «космополитическую интеллигенцию». Некоторый либеральный лоск, который Лимонов приобрел в последние годы, вряд ли способен кого-то обмануть: в глубине души вождь НБП по-прежнему все тот же политический экстремист, который превыше всего ценит силу и способность вести за собой широкие массы так называемой улицы. Не случайно основная претензия, которую предъявляет Лимонов ультранационалистам, заключается в том, что вместо реальной политики они занимаются «актерством». Неужели либералы настолько слепы, что не видят тех примитивных хитростей, с помощью которых Лимонов пытается убедить их в «безвредности» и «опереточности» ультраправых?

«Крайне правых всегда будет немного, вдвое или втрое меньше, чем демократических сил, и во много раз, раз в пять меньше, чем левых людей с левым мировоззрением», - успокаивает демократов вождь НБП. Видимо, именно поэтому крайне правые вывели на улицы от пяти до десяти тысяч человек, а митинги либералов в лучшем случае собирают пару сотен сочувствующих. Вообще с терминами постоянно возникает какая-то путаница – сами национал-большевики левые или правые? С одной стороны, вроде бы типичные ультралеваки – не случайно же слово «большевизм» упоминается прямо в названии партии. С другой – постоянные отсылки к наследию национал-социализма, идеалы корпоративного государства в духе Муссолини и Чиано. Идеология НБП эклектична, подобна лоскутному одеялу, включающему в себя и правые, и левые элементы. Именно поэтому НБП может служить своего рода связующим звеном между либералами и консерваторами ультра-правого толка. А в том, что смычка между крайними флангами российского политического спектра из дурной фантастики становится реальностью, сомневаться уже, увы, не приходится.

Известный политолог Александр Ципко считает, что и НБП, и классические либеральные партии наподобие «Яблока» действуют в рамках общей стратегии, разработанной структурами Демократической партии США. «В откровенной сервильности и Григория Явлинского, и Эдуарда Лимонова по отношению к американским хозяевам... было много общего, - комментирует политолог первую встречу лидеров «Яблока» и НБП, состоявшуюся при посредничестве людей из Демократической партии США. - Сложилось впечатление, что Эдуард Лимонов даже превзошел Григория Явлинского в пафосе разоблачения "кэгэбэшной диктатуры Путина".

Ненависть к правящему режиму – главный фактор, объединяющий крайне левые и ультраправые фланги российской оппозиции. Именно на его основе спонсоры и идеологи грядущей «оранжевой революции» планируют создать некий мега-альянс, который выдвинет своего кандидата на выборах 2008 г. Свое место в этом мега-альянсе зарезервировано и для националистов из организаций типа «Славянского союза» и «РОНСа». Не случайно же лидеры Евразийского Союза Молодежи – одни из основных вдохновителей марша 4-го ноября – уже обвинили лидера «Славянского союза» Демушкина в том, что он отрабатывает грант, полученный от... Гарри Каспарова. Фантасмагория? Вовсе нет. В политической фата-моргане эпохи постмодерна возможны и не такие союзы. Еще полгода назад было невозможно представить, чтобы демократы из «Яблока» братались с фашистами из НБП. Теперь же о фашизации «Яблока» говорят не только журналисты, которых порой можно заподозрить в предвзятости, но и ближайшие союзники Явлинского по демократическому лагерю.

«Вы, Никита Юрьевич, - пишет в своем открытом письме к руководителю СПС Никите Белых пресс-секретарь петербургского отделения СПС Иосиф Скаковский, - выступая на совместной пресс-конференции с господином  Явлинским, сказали, что Вас не пугает сотрудничество «Яблока» с НБП. Вы действительно готовы сидеть за одним столом с людьми, шагающими под речёвку: «Сталин, Берия, Гулаг»?»

Вероятно, этот вопрос так и останется без ответа. Потому что ответ на него может быть только один. Сейчас Никита Белых, и Григорий Явлинский готовы идти в одном строю с лимоновцами, а завтра не будут возражать против того, чтобы к ним присоединились исповедующие экстравагантные теории Александра Дугина евразийцы, и даже скандирующие «Россия для русских, Москва для москвичей!» скинхеды. Для старых демократических партий, исчезнувших из системной политики после поражения на выборах 2003 г., объединение со всеми силами, противостоящими правящему режиму – единственный способ сохранить свое существование, пусть и ценой потери идентичности.

Российская политическая жизнь все больше напоминает бушующее море, а оппозиция – корабль с вышедшим из строя компасом. Левая, правая где сторона? Все смешалось в странном, сумрачном, лишенном четких ориентиров пространстве. Как пелось в старой песне «Машины времени» - «лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы...»

И только прячущиеся в тени марионеточных дел мастера точно знают, куда пойдет диковинный отряд, в котором плечом к плечу с молодежью из «Обороны» и движения «Мы» будут стоять  нацболы и одетые в черную форму боевики из РНЕ.

Петр Дерябин